Дело 2-213/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
с. Нижний Цасучей 16 сентября 2010 года
Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего
судьи Кореневой Н.Р.,
с участием помощника прокурора ... района Таушкановой Е.Д.,
при секретаре Поляковой В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «КИ основная общеобразовательная школа», администрации муниципального района «...», Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о возложении обязанности приобрести и передать МОУ КИ ООШ учебники на 2010- 2011 учебный год,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... района Забайкальского края обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском, указывая в обоснование, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере образования установлено, что учащиеся МОУ «КИ основная общеобразовательная школа» (далее КИ Школа) ненадлежащим образом обеспечиваются учебниками и учебным материалом. Денежные средства на приобретение учебников в необходимом размере не выделяются, в связи с чем, родители учащихся вынуждены приобретать учебники за свой счет. Действующие нормы законодательства устанавливают, что обучающиеся в государственном и муниципальном общеобразовательных учреждениях имеют право на получение бесплатного общего образования (начального, основанного, среднего ( полного)) в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами, бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения. Согласно расчетам расходов на приобретение учебников, исходя из средней стоимости комплекта учебников и численности обучающихся, для приобретения учебников на учебный 2010- 2011 год необходимо 273642 рубля. Для обеспечения учебного процесса в указанном году требуется 679 учебника, в связи с чем прокурор просил обязать ответчиков приобрести и передать КИ школе 679 учебников на сумму 273 642 рубля на 2010- 2011 учебный год.
Определением суда от 25 июня 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчиков было привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Определением суда от 13 сентября 2010 года в связи с отказом прокурора от исковых требований к Правительству Забайкальского края, производство по делу в части возложения обязанности на Правительство Забайкальского края по приобретению и передаче КИ школе учебников было прекращено.
В ходе рассмотрения дела прокурор Таушканова Е.Д. исковые требования уменьшила и уточнила их, просила суд обязать Министерство финансов Забайкальского края передать бюджету муниципального района «...» денежные средства на приобретение учебников на 2010- 2010 учебный год МОУ «КИ ООШ» в размере 81590 рублей, обязать администрацию муниципального района «...» и МОУ «КИ основная общеобразовательная школа» приобрести учебники для указанного учебного периода. В судебном заседании пояснила, что на начало учебного 2010-2011 года выделенных субвенций из бюджета края на приобретение КИ школе учебников недостаточно, в связи с чем, необходимо приобрести в школу дополнительно учебники на указанную сумму. Последняя заявка на учебники составлена исходя из количества обучающихся в указанном периоде детей, а также с учетом приобретенных на выделенные субвенции учебники и количества учебников, находящихся в библиотеке школы.
Представитель ответчика МОУ КИ школа- директор школы Ирыкзынова Н. в последнее судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, о чем представила суду письменное заявление. В предыдущем судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что в 2010 года школе выделялись субвенции для приобретения учебников, но выделенных денежных средств из бюджета недостаточно. По состоянию на 6 сентября 2010 года для обеспечения всех учащихся школы учебниками необходимо дополнительно приобрести 497 учебника на общую сумму 81590 рублей. Из- за недостаточного финансирования расходов на учебники, учащиеся школы вынуждены пользоваться одним учебником на двоих, либо родители учащихся сами приобретают учебники за свой счет.
Представитель ответчика администрации муниципального района «...» Попова А.К., действующая на основании доверенности, в последнее судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в их отсутствие, о чем представила суду письменное заявление. В предыдущем судебном заседании исковые требования в части возложения обязанности по приобретению учебников на выделенные денежные средства признала, суду пояснила, что финансирование расходов на приобретение учебников из бюджета края проводится в неполном объеме. Для муниципального района «...» на 2010 год предусмотрены субвенции в размере 2282, 7 тыс. рублей, из них только 3% идет на приобретение учебников, оставшаяся часть денег расходуется на прочие учебные расходы. Нехватка учебников в школе вызвана недостаточным финансированием из бюджета Забайкальского края расходов на учебники и учебные пособия.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края (далее Министерство финансов) в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, о чем представили суду письменное заседание. В своем письменном отзыве представитель Министерства финансов Першина Н.В. просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать за необоснованностью, указывая, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов на учебники и учебные пособия производится Министерством финансов Забайкальского края, на основании заявки, подаваемой Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее Министерство образования). Органы местного самоуправления муниципальных районов ежемесячно подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, к полномочиям которого относится обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного образования путем выделения субвенций местным бюджетам, в том числе расходов на учебники и учебные пособия в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края. Бюджетные ассигнования на 2010 год на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных учреждениях для муниципального района «...» утверждены на учебные расходы в сумме 2282, 7 тыс. рублей. На 1 июля 2010 года в бюджет муниципального района направлены денежные средства в сумме 1198.0 тыс. руб. Министерство финансов перечислило в бюджет муниципального района субвенции в полном объеме, согласно заявок, поданных Министерством образования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, о чем представил суду письменное заявление. В своих письменных пояснениях представитель Министерства образования Зотов Д.А. указал, что расходы на учебники учитываются при расчете общего объема субвенции, выделяемых бюджетам муниципальных районов, городских округов на общее образование. Субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе на учебники и учебные расходы в соответствии с установленными нормативами. Предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов производится Министерством финансов ежемесячно, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2010 года, на основании заявки, подаваемой не позднее 5 числа текущего месяца Министерством образования. Органы местного самоуправления муниципальных районов за 10 дней до начала следующего месяца подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования. Администрацией ... района представлены в Министерство образования предложения для формирования сводной бюджетной росписи на 2010 год, на основании которой формировались лимиты бюджетных обязательств, которые были доведены дл получателей бюджетных средств. Заявки Министерством образования формировались на основе сводной бюджетной росписи, составленной с учетом предложений администрации .... В настоящее время заявленные на 1 и 2 квартал денежные средства на учебные расходы в соответствии с бюджетной росписью перечислены, оставшаяся часть субвенций будет перечислена до конца финансового года.
Суд в силу ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков: КИ школы, Министерства финансов Забайкальского края, администрации муниципального района «...» и третьего лица Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, извещенных о дате судебного разбирательства надлежащим образом, просивших суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор обратился в защиту неопределенного круга лиц- учащихся КИ школы. При этом заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, в защиту неопределенного круга лиц, чьи интересы могут быть нарушены в результате нарушения конституционных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальном образовательном учреждении.
В силу ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В силу ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований.
Из пункта 1.1. Устава КИ школы следует, что муниципальное общеобразовательное учреждение КИ основная общеобразовательная школа является муниципальным гражданским светским некоммерческим основным общеобразовательным учреждением, функции её учредителя выполняет Администрация муниципального района «...». В силу п.2.2 Устава основными задачами деятельности школы является обеспечение основного общего образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ. Предметом деятельности школы является реализация образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования.
В силу п. 6.1 статьи 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184 –ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В соответствии с п.п. 13 пункта 2 статьи 26. 3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в том числе, в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия возложено законом на субъекты Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта РФ, В данном случае за счет средств Министерства финансов Забайкальского края, которое является главным распорядителем бюджетных средств субъекта.
Нормативы расчета расходов на учебники и учебные пособия установлены Законом Забайкальского края от 05.10.2009 года № 244 – ЗЗК «О нормативах для определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в сфере образования», согласно которого расходы на учебники учитываются при расчете общего объема субвенции, выделяемой бюджетам муниципальных районов на общее образование.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010 года №6 определен порядок расходования субвенций, выделяемых в 2010 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях, согласно которому предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов на учебники и учебные пособия производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, подаваемых Министерством образования, науки и молодежной политики. В соответствии с установленным порядком органы местного самоуправления муниципальных районов подают ежемесячно заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Законом Забайкальского края от 3 декабря 2009 года № 285–ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» бюджетные ассигнования на обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях для муниципального района утверждены в сумме 70000, 4 тысячи рублей, из них на прочие учебные расходы 2 282. 7 тыс. рублей.
Возражая против заявленных прокурором требований, представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в своем письменном отзыве указывает, что ими были перечислены в бюджет муниципального района субвенции в полном объеме, согласно заявок, поданных Министерством образования, науки и молодежной политики в установленном порядке. Из письменных пояснений представителя Министерства образования, науки и молодежной политики следует, что заявки на субвенции в Министерство финансов формировались на основании сводной бюджетной росписи, составленной с учетом предложений администрации муниципального района. В соответствии с бюджетной росписью финансирование осуществляется своевременно и в полном объеме.
Вместе с этим, доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что финансирование расходов на учебники и учебные пособия осуществляется в полном объеме, исходя из реальной потребности в учебниках, противоречат установленным судом обстоятельствам.
Из пояснений представителя ответчика – администрации МР «...» Поповой А.К. и директора КИ школы Ирыкзыновой Н. следует, что финансирование расходов на учебники с бюджета края осуществляется в недостаточном количестве, предложения и заявки на приобретение необходимого количества учебников для школы при формировании бюджета края не учитываются, региональные органы власти сами устанавливают лимит бюджетных средств на указанные цели. Администрация района распределяет поступившие денежные средства по школам в зависимости от потребностей. КИ школе в 2010 году из поступивших субвенций на приобретение учебников были выделены деньги в апреле и мае 2010 года в сумме 30 000 рублей, хотя требовалось намного больше.
Из информации Управления по делам образования администрации МР «...» следует, что на 2010 год выделено ... району субвенций на образование в сумме 70000, 4 тыс. руб., в том числе их них на учебные расходы – 2282, 7 тыс. руб. Вместе с этим из указанной суммы на учебники предусмотрено только 500, 0 тыс. рублей. Оставшаяся часть денежных средств предусмотрена на расходы за методическую литературу, оплату услуг Интернета, прочие расходы. Из информации Управления по делам образования по распределению субвенции на учебники на 2010 год от 15.09.2010 года следует, что за период 2010 года на закупку учебников КИ школе были выделены денежные средства в феврале и мае 2010 года в общей сумме 30 000 рублей.
То обстоятельство, что из субвенции, предусмотренной на учебные расходы, только часть денежных средств идет на финансирование расходов на учебники и учебные пособия подтверждается и письменными объяснениями представителя Министерства образования Зотова Д.А., из которых следует, что из предусмотренной для ... района субвенции на учебные расходы в размере 2282, 7 тыс. рублей, ... району было перечислено на 1 и 2 квартал в соответствии с бюджетной росписью 1198 тыс. рублей ( а именно на прочие расходы, услуги связи, увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов).
Из заявки о потребности в учебниках на учебный 2010- 2011 год для учащихся МОУ КИ Школы по состоянию на 6 сентября 2010 года следует, что для обеспечения учебного процесса всех учащихся школы учебниками, необходимо дополнительное приобретение 497 учебников для учащихся 1- 9 классов на общую сумму 81 590 рублей л.д. ).
Таким образом, доводы прокурора о том, что учащиеся школы не обеспечиваются учебниками в необходимом количестве, нашли свое подтверждение в судебном заседании. Судом установлено, что выделение денежных средств из бюджета края в бюджет муниципального района на финансирование расходов на приобретение учебников производится в не достаточном количестве, без учета фактической потребности, при формировании бюджета на 2010 года предложения ... района не учтены, реальная потребность в денежных средствах на указанные расходы субъектом РФ не обеспечивается.
Доводы представителя ответчика –Министерства финансов Забайкальского края на надлежащее выполнение им своих обязанностей суд находит необоснованными, поскольку Министерством финансов Забайкальского края не обеспечена реализация государственных гарантий прав граждан на общедоступное и бесплатное образование на необходимом уровне, так как на начало учебного года 2010-2011 ученики КИ школы не обеспечены в достаточном и необходимом количестве учебниками. Обязанность субъекта РФ по обеспечению государственной гарантии на получение общедоступного и бесплатного образования обусловлена фактом обеспечения этой гарантии и может быть прекращена только путем его исполнения.
Поскольку статьей 26.3 Федерального закона РФ № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, заявленное прокурором в интересах неопределенного круга лиц требование подлежит удовлетворению за счет средств казны субъекта РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ... района Забайкальского края удовлетворить.
Обязать Министерство финансов Забайкальского края выделить за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района «...» денежные средства в сумме 81590 рублей для приобретения учебников на 2010- 2011 учебный год для муниципального образовательного учреждения «КИ основная общеобразовательная школа».
Обязать муниципальное образовательное учреждение «КИ основная общеобразовательная школа» и администрацию муниципального района «...» приобрести на выделенные денежные средства учебники на 2010-2011 учебный года, согласно заявке школы.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: Н.Р. Коренева