Об обязательстве ответчиков выделить денежные средства на приобретение учебников



Гражданское дело № 2-207 (2010)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Нижний Цасучей 15 сентября 2010 года

Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Л.И. Тереховой, при секретаре И.П.Лебедевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению ВЦ средняя общеобразовательная школа, администрации муниципального района «...», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о возложении обязанности по приобретению и передаче учебников МОУ « ВЦ СОШ» на 2010-2011 учебный год

установил:

Прокурор ... района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным иском, в защиту интересов неопределенного круга лиц, мотивируя свои доводы тем, что прокуратурой ... района проведена проверка исполнения законодательства об образовании в муниципальном общеобразовательном учреждении

«ВЦ средняя общеобразовательная школа», которой установлено ненадлежащее обеспечение учебниками и учебными материалами учащихся школы. В школе обучается 183 ребенка, на начало 2009/2010 учебного года для обеспечения всех учащихся школы необходимым количеством учебников требовалось 302 294 рублей. На приобретение учебников образовательному учреждению в 2009/2010 учебном году школе были выделены денежные средства в сумме 73 000 рублей, а также учебники на сумму 127 385 рублей, но этого оказалось недостаточно, в связи с чем родители учащихся в школе детей вынуждены были закупать учебники за свой счет.

Согласно расчетам расходов на приобретение учебников исходя из средней стоимости комплекта учебников и численности обучающихся в 2010/2011 учебном году требуются денежные средства в сумме 384 737 рублей.(расчеты и копии заявок прилагаются).

В судебном заседании прокурор отказался от поддержания требований к Правительству края, как ненадлежащему ответчику. Изменил заявленные требования в связи с тем, что в ходе проведенной в школе инвентаризации библиотечного фонда из заявки исключены необоснованно включенные учебники не прошедшие экспертизу, учтены учебники, приобретенные на выделенные в 2010 денежные средства, количество обучающихся в школе и просил : обязать Министерство финансов Забайкальского края выделить бюджету муниципального района «...» денежные средства на приобретение учебников на 2010-2011 учебный год МОУ « ВЦ СОШ» в размере 29 833 рублей ; обязать МОУ «ВЦ СОШ» и администрацию муниципального района «...» приобрести на выделенные денежные средства учебники на 2010-2011 год, согласно заявки.

Представитель ответчика-Министерства финансов Забайкальского края Филиппенко Д.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил суду письменное возражение, в котором просил отказать прокурору ... района в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что Министерство финансов Забайкальского края перечислило в бюджет муниципального района «...» субвенции в полном объеме, согласно заявок, поданных Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ссылаясь, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на учебники и учебные пособия производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края, на основании заявки, подаваемой Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2008 года № 176 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2009 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях» В 2009 году средства на указанные цели направлены в бюджет муниципального района «...» согласно заявок Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в общей сумме 86 625,2 тысячи рублей, в том числе фонд оплаты труда 84 821,7 тысяч рублей, прочие учебные расходы 1 803,5 тысяч рублей. На 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов бюджетные ассигнования на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях для муниципального района «...» утверждены в сумме 70 000,4 тысяч рублей, в том числе фонд оплаты труда 67 717,7 тысяч рублей, прочие учебные расходы 2 281,7 тысяч рублей. По состоянию на 1 июля 2010 года субвенции на указанные цели направлены в бюджет муниципального района «...», согласно заявок Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в общей сумме 29 005,6 тысяч рублей, в том числе фонд оплаты труда 27 807,6 тысяч рублей, прочие учебные расходы 1 198,0 тысяч рублей.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора- Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, по доверенности Д.А.Зотов в судебное заседание не явился представил суду письменные пояснения на заявленные исковые требования, в которых указал на то, что расходы на учебники учитываются при расчете общего объема субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных районов, городских округов на общее образование в соответствии с Расчетом нормативов для определения размеров субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных районов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего(полного)общего образования, утвержденным Законом Забайкальского края от 05.10.2009 № 244-ЗЗК. Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края является органом исполнительной власти субъекта и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и в том числе Законом Забайкальского края « О бюджете Забайкальского края на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов» и бюджетной росписью. Предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов производится Министерством финансов ежемесячно исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2010 года, на основании заявки, подаваемой не позднее 5 числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Органы местного самоуправления муниципальных районов ежемесячно, за десять дней до начала следующего месяца подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Заявки министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в Министерство финансов Забайкальского края сформированы на основе сводной бюджетной росписи, составленной с учетом предложений администрации ... района, так общий(годовой) объем субвенций на учебные расходы предусмотрен в размере 2 282,7 тысяч рублей, на 1 и 2 квартал 2010 года было заявлено 1 198 тысяч рублей, что составило 52,5% общего годового объема. В соответствии с бюджетной росписью финансирование осуществляется своевременно и в полном объеме, До конца финансового года ... району будут перечислены все средства, предусмотренные законом о бюджете Забайкальского края на 2010 год.

Представитель ответчика- директор МОУ ВЦ СОШ С.В.Гетман исковые требования признала и пояснила, что в начале января 2010 года школа подавала заявку в Управление по делам образования на учебники. В январе и феврале 2010 года школе выделена субвенция в общей сумме 68 213,61 рубль на приобретение учебников. На эти деньги приобрели в библиотечном коллекторе учебники и с учетом сделанного заказа и проведенной инвентаризации, а также исключением из заявки учебников не прошедших экспертизу и учебных пособий, кроме того учли только учащихся школы, без предполагаемого количество учеников, которые возможно будут поступать в течение года из социально-реабилитационного цента «...», в связи с чем количество необходимых для нового учебного года учебников сократилось и соответственно уменьшился размер суммы до 29 833 рублей.

Представитель ответчика администрации муниципального района «...» А.К.Попова, по доверенности, исковые требования признала частично, пояснила, что обеспечение гражданам гарантированного общедоступного и бесплатного образования не представляется возможным из-за недостаточного финансирования. Так, в 2010 году ... району на образование выделены субвенции в размере 70 000,4 тысяч рублей, в том числе на учебные расходы 2 282,7 тысяч рублей. Из этой суммы на учебники по 310 статье расходов предусмотрена сумма 500,00 рублей. В 1 полугодии текущего года на учебники по 310 статье расходов поступили 395,300 рублей. Эта сумма была распределена между школами района, в том числе ВЦ средней школе было выделено 68 213 рублей, но этой суммы школе недостаточно для приобретения необходимых учебников.

Суд выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав представленные материалы, пришел к следующему выводу.

В силу положений статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантированы государством, что закреплено Конституцией, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.06.1992 года № 3266-1, согласно которым, государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации( за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды( за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Нормативы расчета расходов на учебники и учебные пособия установлены Законом Забайкальского края от 05.10.2009 года № 244-ЗЗК «О нормативах для определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в сфере общего образования», согласно которому расходы на учебники учитываются при расчете общего объема субвенции, выделяемой бюджетам муниципальных районов на общее образование.

Постановлением правительства Забайкальского края от 19.01.2010 № 6 определен порядок расходования субвенций, выделяемых в 2010 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного, общего образования в общеобразовательных учреждениях, согласно которому предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов на учебники и учебные пособия производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, подаваемых Министерством образования, науки и молодежной политики. В соответствии с установленным порядком органы местного самоуправления муниципальных районов подают ежемесячно заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.

Законом Забайкальского края от 03 декабря 2009 года № 285-ЗЗК « О бюджете Забайкальского края на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов бюджетные ассигнования на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях для муниципального района «...» утверждены в сумме 70 000,4 тысячи рублей, в том числе фонд оплаты труда 67 717,7 тысяч рублей, прочие учебные расходы 2 282,7 тысяч рублей.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ администрацией муниципального района представлены в Министерство образования, науки и молодежной политики предложения для формирования сводной бюджетной росписи на 2010 год. Заявки министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в Министерство финансов Забайкальского края формировались на основе сводной бюджетной росписи, составленной в том числе с учетом предложений администрации ... района. Заявки ... района в Министерство образования на учебные расходы на январь- июнь указаны в сумме 2 297,8 тысяч рублей, заявки Министерства образования в Министерство финансов и бюджетная роспись на указанный период в сумме 1 198 тысяч рублей.

Согласно информации, представленной администрацией муниципального района «...» часть субвенции выделенной ... району в 2010 году на учебные расходы в сумме 2 282,7 распределена на 4 статьи, в том числе по статье 212 на методическую литературу – 348,0 тысяч рублей; по статье 221 услуги интернета – 1 068,0 тысяч рублей; по статье 310 на учебники – 500,0 рублей; по статье 340 на прочие расходы 366,7 тысяч рублей.

Как пояснила представитель ответчика администрации муниципального района «...» А.К.Попова, в течение 1 полугодия 2010 года на 310 статью расходов выделены денежные средства в сумме 395,3 тысяч рублей. Субвенции на учебные расходы район получает с 2007 года, но в 2008 году субвенций не было. При формировании бюджетной росписи на 2010 года предложения ... района были учтены не в полном объеме, в связи с этим уменьшены были и учебные расходы, поэтому заявки школ удовлетворяются без учета потребностей, стоимость комплектов учебников рассчитывается по ценам прошлого года. Кроме того ранее заявки на учебники формировались без учета учебников по музыке, изо, физкультуре, а в настоящее время учебники по этим предметам включены в Федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. На 2009-2010 учебный год обеспеченность школ ... района учебниками составила 71% от потребности, из них 25,3 % учебников было закуплено на субвенции, что составило 5 247 экземпляров, а 9 510 экземпляров закуплено на родительские деньги. Выделяемые Министерством финансов субвенции не обеспечивают в достаточной степени нуждаемость школ района в необходимых учебниках.

Согласно заявок на финансирование субвенции бюджету ... района, выделяемые из бюджета Забайкальского края, на учебные расходы поступали в 2010 году в мае в сумме 220 700 рублей, в апреле в сумме 323 300 рублей, в марте 54 000 рублей, в январе 264 400 рублей.

Как следует из заявке представленной истцом МОУ ВЦ СОШ на 2010-2011 учебный год необходимы учебники на сумму 29 833 рубля, в том числе:

для 3 класса:

2 учебника «Русский язык», 2 «Литература», 2 «Математика», 1 учебник «Окружающий мир»;

для 5 класса:

7 учебников «ОБЖ», 8 «Технология»;

для 6 класса:

6 учебников «Английский язык», 5 «Математика», 3 «Обществознание»,

5 « ОБЖ», 3 «География», 3 « Технология»;

для 7 класса:

1 учебник « Литература», 4 «Английский язык», 6 «Математика»,

5 « Обществознание», 6 «ОБЖ», 4 «Технология», 4 «География»;

для 8 класса:

7 учебников «Английский язык», 8 «ОБЖ», 6 «География», 5 «Технология»;

для 9 класса:

7 учебников «Литература», 10 «ОБЖ», 6 «География», 3 «Физика», 7 «Технология»;

для 10 класса:

3 учебника «Русский язык», 5 «Литература», 4 « Обществознание», 5 «ОБЖ»,

5 «Информатика»;

для 11 класса :

4 учебника « Обществознание», 3 « История», 4 «ОБЖ», 4 « Информатика»

На основании изложенного следует, что Министерством финансов Забайкальского края в 2010 году из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального района «...» выделялись субвенции на обеспечение гарантий общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях. Но эти суммы были недостаточны для приобретения учебников и учебных материалов необходимых для учебного процесса в 2010-2011 году в связи с чем закрепленные Конституцией Российской Федерации гарантии граждан на получение общедоступного и бесплатного образования могут быть нарушены.

Доводы представителя ответчика –Министерства финансов Забайкальского края на надлежащее выполнение им своих обязанностей суд находит недостаточно обоснованными, в связи с тем, что Министерством финансов Забайкальского края не обеспечена реализация государственных гарантий прав граждан на общедоступное и бесплатное образование, так на начало учебного года 2010-2011 ученики Большевистской средней общеобразовательной школы не обеспечены в достаточном количестве учебниками.

Обязанность субъекта РФ по обеспечению государственной гарантии на получение общедоступного и бесплатного образования обусловлена фактом обеспечения этой гарантии и может быть прекращена только путем его исполнения.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материала, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – учеников МОУ ВЦ СОШ. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

Поскольку статьей 26.3 Федерального закона РФ № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, заявленное прокурором в интересах неопределенного круга лиц требование подлежит удовлетворению за счет средств казны субъекта РФ.

Как следует из Устава школы - МОУ ВЦ средняя общеобразовательная школа является юридическим лицом, имеет баланс и расчетный счет, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Функции ее Учредителя выполняет администрация муниципального района «...» и Управление образования. В соответствии с учредительным договором между администрацией муниципального района «...» и МОУ ВЦ средняя общеобразовательная школа учредитель в пределах своей компетенции и выделяемых бюджетных средств несет ответственность за создание необходимых условий функционирования школы, а также несет субсидиарную ответственность по обстоятельствам школы в порядке, установленном законодательством.

Анализируя изложенное суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявленные прокурором ... района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ ВЦ средняя общеобразовательная школа, администрации муниципального района «...», Министерству финансов Забайкальского края

подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Министерство финансов Забайкальского края выделить за счет средств казны субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района «...» денежные средства в сумме 29 833 рубля на приобретение учебников на 2010-2011 учебный год для муниципального общеобразовательного учреждения «ВЦ средняя общеобразовательная школа».

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «ВЦ средняя общеобразовательная школа» и администрацию муниципального района «...» приобрести на выделенные денежные средства учебники на 2010-2011 учебный года, согласно расчета.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья ___________________________________ Л.И. Терехова