Решение по иску об обязанности разработать проект предельно - допустимых выбросов вредных веществ



дело №2-306/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


с. Нижний Цасучей 18 ноября 2010 года

Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Кореневой Н.Р.,

с участием прокурора Таушкановой Е.Д.,

при секретаре Соронхоровой И.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ононского района Забайкальского края в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа, администрации муниципального района «Ононский район» о возложении обязанности разработать проект предельно- допустимых выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ононского района Забайкальского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» ( далее Нижнецасучейская СОШ) и администрации муниципального района «Ононский район» ( далее Администрация) о возложении обязанности по разработке проекта предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, в обоснование указывая следующее.

В ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха было установлено, что Нижнецасучейской СОШ используются стационарные выбросы вредных веществ в атмосферный воздух- котельная, которая была передана Нижнецасучейской СОШ Администрацией на праве оперативного управления, данная котельная отапливает здание школы. В нарушение закона на указанную котельную проекты предельно- допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не разработаны и соответственно на получено разрешение на выброс вредных веществ. Обязанность по разработке проектов предельно- допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в силу положений закона возлагается на всех физических и юридических лиц, использующих стационарные источники выбросов. В адрес Нижнецасучейской СОШ прокуратурой выносилось представление об устранении нарушений закона, до настоящего времени указанные нарушения не устранены и проект не разработан.

В судебном заседании помощник прокурора Ононского района Таушканова Е.Д. исковые требования поддержала, просила установить срок для исполнения данной обязанности до 1 сентября 2011 года.

Представитель Нижнецасучейской СОШ Томских С.М., действующий на основании доверенности, не возражал против требований прокурора, суду пояснил, что проект предельно- допустимых выбросов на котельную отапливающую здание школы до сих пор на разработан.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Ононский район» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, своих возражений на исковое заявление суду не представили.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

В силу ч.1 ст. 11 указанного федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среды.

Прокурором подано заявление о возложении на ответчиков обязанности по разработке проекта допустимых выбросов на источник загрязнения атмосферного воздуха, при этом заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан, в защиту неопределенного круга лиц, чьи интересы могут быть нарушены в результате отсутствия проекта предельно допустимых выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферу на котельную. Неисполнение данной обязанности, установленной законом, может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в частности права граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ч.1 ст. 22 федерального закона от 10.01.2002 №7 в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

В силу части 2 статьи 22 вышеуказанного закона нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В силу ст. 23 указанного федерального закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.

Согласно ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В судебном заседании из пояснений сторон и письменных материалов дела установлено, что Администрацией передана в оперативное управление Нижнецасучейской школе котельная, которая используется для отопления здания школы и является стационарным источником выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Представитель Нижнецасучейской СОШ данные обстоятельства не оспаривал.

Факт отсутствия утвержденного проекта предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу и разрешения на выброс вредных веществ на указанную котельную в судебном заседании представитель ответчика подтвердил. Факт отсутствия указанных нормативов подтверждается информацией директора Школы от 03.03.2010 года, ответом главы Администрации, так и материалами прокурорской проверки, в частности, представлением об устранении нарушений закона с требованием о принятии мер по разработке проекта предельно допустимых выбросов вредных веществ.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих права и свободы граждан, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Поскольку на котельную, отапливающую здание Нижнецасучейской СОШ, до настоящего времени предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух не разработаны и не утверждены, как и разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, соблюдение таких нормативов не обеспечивается, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, то требования прокурора о возложении обязанности по разработке указанного проекта подлежат полному удовлетворению. Данная обязанность по разработке проекта предельно- допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух вытекает прямо из вышеприведенных требований закона.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со ст. 31 закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что означает, что собственник обязан проводить текущий и капитальный ремонты, уплачивать налоги и другие платежи, осуществлять в отношении данного имущества все предусмотренные законом действия, в т.ч. и разработка необходимой документации для функционирования объекта права собственности.

Как следует из Устава Школы, учредительного договора учредителем Нижнецасучейской СОШ является администрация муниципального района «Ононский район».

Поскольку на разработку требуемого проекта необходимы денежные средства, а у ответчика Нижнецасучейской СОШ денежные средства на указанные цели отсутствуют, то суд полагает необходимым возложить данную обязанность и на учредителя Нижнецасучейской СОШ- администрацию МР «Ононский район», которая является и собственником стационарного источника выброса вредных веществ – котельной.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Исходя из существа допущенных нарушений и объёма необходимых работ, суд полагает, что требуемый прокурором срок для исполнения обязанности является разумным и достаточным, и считает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности до 1 сентября 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ононского района Забайкальского края удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Нижнецасучейская средняя общеобразовательная школа» и администрацию муниципального района «Ононский район» в срок до 01.09.2011г. разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух котельной, отапливающей здание МОУ Нижнецасучейская СОШ.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня его вынесения путем подачи жалобы через Ононский районный суд Забайкальского края.

Судья: Н.Р. Коренева

Решение не вступило в законную силу. 22 ноября 2010 года