Гражданское дело №2-299/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Нижний Цасучей 11 ноября 2010г.
Ононский районный суд Забайкальского края в составе судьи Недзельского А.А., при секретаре Жамбаловой Д.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ононского района в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Красноималкинская основная общеобразовательная школа (МОУ Красноималкинская ООШ) и администрации муниципального района «Ононский район» (МР «Ононский район») о понуждении к разработке проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ононского района Забайкальского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Красноималкинская ООШ и МР «Ононский район» о разработке проекта предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, указывая на следующее.
Прокуратурой района в соответствии с указанием прокуратуры Забайкальского края в марте-апреле 2010 года проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха МОУ Красноималкинская ООШ, использующем стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, в ходе которой установлено следующее.
МОУ Красноималкинская ООШ администрацией муниципального района «Ононский район» на праве оперативного управления передана котельная, отапливающая здание образовательного учреждения.
Согласно статье 22 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Обязанность разработать проекты предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух распространяется на всех физических и юридических лиц, использующих стационарные источники выбросов в атмосферный воздух. Такая обязанность закреплена статьей 30 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ.
Так, наряду с другими обязанностями, направленными на защиту атмосферного воздуха, юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Вместе с тем, на котельную, отапливающую здание МОУ Красноималкинской ООШ проекты предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разработаны и соответственно не получено разрешение на выброс вредных веществ.
Прокуратурой района в адрес директора МОУ Красноималкинская ООШ 07.04.2010 года вносилось представление об устранении нарушений закона с требованием разработать проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которое рассмотрено и отклонено, нарушения до настоящего времени не устранены.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку согласно статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.
Просит обязать администрацию муниципального района «Ононский район» и муниципальное образовательное учреждение Красноималкинская основная общеобразовательная школа разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух котельной, отапливающей здание школы.
В судебном заседании помощник прокурора Ононского района Таушканова Е.Д. исковые требования дополнила и просила установить срок в течении которого исковые требования должны быть исполнены – до 01.09.2011г. Дополненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Директор МОУ Красноималкинская ООШ Ирыкзынова Н. в судебном заседании дополненные требования об обязании разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до 01.09.2011г. признала полностью.
Представитель администрации МР «Ононский район» Почекунина В.В, исковые требования признала частично, суду пояснила, что проект должен быть разработан, однако заниматься разработкой проекта должна администрация школы, т.к. котельная передана им. Школа является юридическим лицом, а согласно действующего законодательства, указанные проекты должны быть разработаны юридическим лицом, имеющим такие источники выбросов.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Ононского района в ходе проведенной проверки установлено, что МОУ Красноималкинская ООШ администрацией района на праве оперативного управления передана котельная, отапливающая здание школы. Между тем учреждение не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Факт указанного нарушения подтверждается материалами прокурорской проверки и объяснениями директора школы и представителя администрации района.
Ответчик обязан разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов, представить документы для получения разрешения на выброс.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Часть 3 данной статьи предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Согласно части 7 данной статьи нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 8 названного Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Пункт 9 Положения предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Согласно ст. 22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы допустимых выбросов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В связи с тем, что у ответчика отсутствует разработанные и утвержденные предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, разрешение на выброс, которыми установлены нормативы предельно допустимых выбросов, им не обеспечивается соблюдение таких нормативов, и соответственно, не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, иск предъявляется в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что означает, что собственник обязан проводить текущий и капитальный ремонты, уплачивать налоги и другие платежи, осуществлять в отношении данного имущества все предусмотренные законом действия, в т.ч. и разработка необходимой документации для функционирования объекта права собственности.
Согласно п. 5.1 Устава к компетенции учредителя относится контроль за сохранностью и эффективностью использования имуществом переданного школе на праве оперативного управления.
МОУ Красноималкинская ООШ является бюджетным учреждением, финансируемым за счёт средств Администрации МР «Ононский район». В судебное заседание представлен договор подряда между ООО «Экопроект» и МОУ Красноималкинская ООШ о разработке проектов нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу. Стоимость работ составляет 22000 рублей. Согласно действующего законодательства при недостаточности средств для оплаты работы, данные денежные средства должны быть выплачены за счёт средств учредителя. Таким образом ссылки представителя администрации о необоснованности привлечения в качестве ответчика администрации МР «Ононский район» суд находит неубедительными и не основанными на законе. Других доказательств суду не представлено.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, подлежит установлению срок, в течении которого решение должно быть исполнено. Суд, исходя из существа допущенных нарушений и объёма необходимых работ, находит разумным срок исполнения настоящего решения, заявленный истцом – до 01.09.2011г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ононского района удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Красноималкинская основная общеобразовательная школа и администрацию муниципального района «Ононский район» в срок до 01.09.2011г. разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу котельной, отапливающей здание МОУ Красноималкинская ООШ.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней с момента его оглашения, путём подачи жалобы через Ононский районный суд Забайкальского края.
Судья:__________________________________________________________ А.А. Недзельский