Дело № 2-101/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Нижний Цасучей 18 мая 2011 года Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кореневой Н.Р., с участием помощника прокурора Ононского района Таушкановой Е.Д., при секретаре Жамбаловой Д.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ононского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Дурулгуйское», администрации муниципального района «Ононский район» о понуждении к принятию мер по уничтожению дикорастущей конопли, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ононского района Забайкальского края обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к администрации сельского поселения «Дурулгуйское», мотивируя тем, что в результате проведенной проверки соблюдения требований законодательства в сфере незаконного оборота наркотических средств выявлено, что ответчиком ненадлежащим образом осуществляются меры по уничтожению наркосодержащего растения дикорастущей конопли, произрастающей на земельных участках, расположенных в <адрес>, где ежегодно произрастает конопля площадью около 0, 090 га, а также в <адрес> вдоль кустарников полосой шириной 5 метров, длиной 30 метров, где также ежегодно произрастает конопля на площади 0. 150 га. Население района занимается незаконным приобретением наркотического средства на указанных земельных участках, что подтверждается материалами ряда уголовных дел. Прокурор просил обязать администрацию сельского поселения Дурулгуйское» принять меры по уничтожению наркосодержащего растения дикорастущей конопли, произрастающей ежегодно на территории сельского поселения «Дурулгуйское» на земельных участках, расположенных в границах кадастрового квартала №: - в <адрес> на участке площадью 30 кв.м; -в <адрес> вдоль кустарников полосой шириной 5 метров, длиной 30 метров на площади около 0, 150 га. В ходе рассмотрения дела прокурор от требований в части возложения на администрацию сельского поселения «Дурулгуйское» обязанности по принятию мер по уничтожению дикорастущей конопли в <адрес> отказался. Определением суда от 5 мая 2011 года производство по делу в данной части прекращено. Определением суда от 5 мая 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района Ононский район». В судебном заседании прокурор Таушканова Е.Д. исковые требования изменила и просила обязать администрацию сельского поселения и администрацию муниципального района «Ононский район» принять меры по уничтожению наркосодержащего растения дикорастущей конопли, произрастающей ежегодно на территории сельского поселения «Дурулгуйское» на земельном участке в границах кадастрового плана <адрес> вдоль кустарников полосой шириной 5 метров, длиной 30 метров на площади около 0, 150 га, просила требования удовлетворить по доводам, изложенном в иске. Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения «Дурулгуйское» Кузнецова Т.В., действующая на основании прав по должности, исковые требования не признала, суду пояснила, что на указанном прокурором земельном участке действительно произрастает дикорастущая конопля, однако, сельское поселения не является собственником данного земельного участка, им распоряжается администрация муниципального района. Представитель соответчика- администрации муниципального района «Ононский район» Лапшаков С.В., действующий на основании доверенности исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Согласно ст.38 Единой конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 года, государства уделяют особое внимание и принимают все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и на раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество соответствующих лиц и на наблюдение за ними после окончания ими лечения, и координируют свои усилия для достижения этих целей. В силу ст. 22 Единой конвенции о наркотических средствах в тех случаях, когда существующие в стране или территории условия делают запрещение культивирования растения каннабиса, наиболее целесообразной мерой для охраны народного здоровья и благополучия и для предупреждения перехода наркотических средств в незаконный оборот, заинтересованная сторона запрещает такое культивирование. Сторона, запрещающая растения каннабиса, принимает соответствующие меры для того, чтобы наложить арест на любые незаконно культивируемые растения и уничтожить их, за исключением небольших количеств, необходимых данной Стороне для научных или исследовательских целей. В статье 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О наркотических средствах и психотропных веществах" дано понятие растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоров (наркосодержащие растения) - это растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и которые включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 934 утвержден Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, в который включена конопля, как растение, содержащее наркотические средства и подлежащее контролю. В соответствии с ч.1, 2 ст.5 Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации действует государственная монополия, т.е. исключительное право государства на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ. Указанные виды деятельности, за исключением вывоза наркотических средств и психотропных веществ, а также производство наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки 1 и 2, изготовление аналитических образцов, осуществляются только государственными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ. Согласно ст. 29 указанного федерального закона юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают либо культивируются наркосодержащие растения, обязаны их уничтожить, кроме случаев культивирования наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности и сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ). Согласно с ч.2 ст.7 Федерального закона от 08.01.19998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. В Забайкальском крае действует долгосрочная целевая программа «Комплексные меры противодействию табакокурению, злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения ( 2009- 2013). Аналогичная программа утверждена на уровне муниципального района Ононский район на 2009- 2011 годы. Данными программами предусмотрено проведение агротехнических мероприятий, в том числе по уничтожению дикорастущей конопли. Как усматривается из материалов дела, наркосодержащее растение конопля произрастает на земельном участке в 6 километрах в северную сторону от с. Новый Дурулгуй в местечке «Убусутай» вдоль кустарников на площади около 0, 150 га. В судебном заседании представитель ответчика администрации сельского поселения «Дурулгуйское» Кузнецова Т.В. данный факт не оспаривала, подтвердив, что в указанном месте действительно ежегодно произрастает дикорастущая конопля. Указанные обстоятельства подтверждаются актом от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что данный земельный участок был обследован с участием представителя администрации поселения, прокурора и специалиста отдела по защите растений, было установлено, что в <адрес> ежегодно произрастает конопля вдоль кустарников полосой 5 метров длиной 30 метров на площади 0, 150 га. Из имеющегося в материалах дела копии приговора Ононского районного суда от 23 июля 2010 также следует, что население района занимается незаконным приобретением наркотических средств путем сбора дикорастущей конопли, произрастающей на участке местности в <адрес>. Учитывая, что факт произрастания конопли на указанном прокурором земельном участке подтверждается совокупностью доказательств, доводы представителя ответчика администрации МР «Ононский район» о недоказанности данного факта суд признает необоснованными. В судебном заседании из пояснений сторон, материалов дела судом установлено, что разграничение государственной собственности на названный земельный участок, на котором произрастает дикорастущая конопля, не произведено. Представитель администрации МР «Ононский район» Лапшаков С.В. подтвердил, что государственная собственность на данный земельный не разграничена, распоряжением земель в указанном месте занимается муниципальный район. Из ответа главы администрации муниципального района также следует, что земельный участок в <адрес> находится в ведении администрации поселения, государственная собственность на него не разграничена, земельными участками распоряжается администрация района. Согласно ч.1, 2 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся реализация программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, обязанность по уничтожению дикорастущей конопли произрастающей на территории муниципального района должна быть возложена на администрацию муниципального района, поскольку последняя в силу положений закона занимается распоряжением названным земельным участком. В удовлетворении требований к администрации сельского поселения суд полагает необходимым отказать, так как последняя не является собственником земельного участка, и не имеет полномочий по его распоряжению. В силу п.19 ч.1 ст. 336 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика. Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ононского района Забайкальского края удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального района «Ононский район» принять меры по уничтожению наркосодержащего растения дикорастущей конопли, произрастающей на земельном участке, расположенном в границах кадастрового квартала <адрес> вдоль полосы кустарников шириной 5 метров и длинной 30 метров, на площади около 0, 150 га. В удовлетворении остальной части требований прокурору Ононского района отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальские краевой суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ононский районный суд. Судья Н.Р. Коренева Решение в законную силу не вступило. 20.05.2011а