Дело № 2-108/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Нижний Цасучей 02 июля 2012 года Ононский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Недзельского А.А., с участием помощника прокурора Ононского района Кисилёва А.В., при секретаре Пойловой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ононского района Забайкальского края в интересах Старицына М. В. к администрации муниципального района «Ононский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ононского района Забайкальского края обратился в суд с названным иском в интересах Старицына М.В., ссылаясь на то, что Старицын является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мама умерла в 2004г. отец – ФИО 1 лишён родительских прав 23.11.2006г. В связи с отсутствием родительского попечения Постановлением главы сельского поселения «<адрес>» № от 13.07.2007г. Старицын М.В. поставлен на учёт в качестве нуждающихся на получение жилого помещения. Жилого помещения в собственности, в пользовании по договору социального найма, закрепленного жилого помещения Старицын М.В. не имеет. До настоящего времени жилое помещение Старицыну М.В. органами местного самоуправления не предоставлено. Прокурор просит обязать администрацию муниципального района «Ононский район» предоставить Старицыну М.В. вне очереди по договору социального найма на территории СП «<адрес>» Ононского района жилое помещение общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям. При невозможности предоставления жилого помещения по причине отсутствия финансовых средств, просит обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать за счёт средств казны Забайкальского края приобретение жилого помещения для Старицына М.В. В судебном заседании помощник прокурор Кисилёв А.В. изменил заявленные требования и просил предоставить жилое помещение не в границах СП «<адрес>», а в границах МР «Ононский район». Также увеличил размер предоставляемого помещения с 18 до 33 метров. Уточнённые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Истец Старицын М.В. исковые требования поддержал, суду пояснил, что проживает в с. <адрес> с братом и его сожительницей в доме последней. Другого жилья у него нет. С 2006 по 2011 годы проживал в детском доме в с. <адрес>. После окончания школы ездил поступать в г. *, но не поступил, обратно в детский дом не взяли в связи с тем, что ему уже исполнилось 18 лет. Поддерживает исковые требования прокурора. Представитель ответчика – администрации муниципального района «Ононский район» в судебное заседание не явился о дате и времени извещён надлежащим образом. Ходатайств суду не представил. Представитель ответчика – Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, представила суду письменные возражения на иск, в которых заявленные исковые требования не признает, ссылаясь на то, что Министерство финансов Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по делу. Принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключения договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. В бюджет муниципального района «Ононский район» расходные средства для обеспечения детей–сирот жилыми помещения направлены в полном объеме, фактов недофинансирования указанных мер социальной поддержки из бюджета Забайкальского края не установлено. Предоставление детям-сиротам жилого помещения является обязанностью администрации муниципального района Ононский район, денежные средства для приобретение жилья напрямую гражданам на эти цели не выделяются. Кроме того, полагает, что истцом не представлены суду доказательства отсутствия закрепленного за ним жилого помещения, как и отсутствия жилого помещения, предоставленного ему в настоящий момент по договору социального найма или находящегося у него в собственности. Представитель Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В своих письменных возражениях на иск представитель ответчика полагал, что Правительство Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц переданы органам местного самоуправления муниципальных районов. В данном случае уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа является администрация муниципального района «Ононский район», в связи с чем, просил в иске к Правительству края отказать. Суд в силу ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков – администрации МР «Ононский район», Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края. Заслушав объяснения истца, помощника прокурора Кисилёва А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Из пояснений истца Старицына М.В., которые подтверждаются письменными материалами дела, следует, что Старицын М. В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец – лишён родительских прав в 2006г., мама умерла в 2004г. Письменными материалами дела и пояснениями истца подтверждено, что жилых помещений Старицын М.В. в собственности не имеет, как и не имеет жилого помещения в пользовании по договору социального найма. На основании постановления главы сельского поселения «<адрес>» №а от 26.04.2007г. Старицын М.В. поставлен на учет в целях внеочередного предоставления жилья. Доказательств того, что в настоящее время Старицын М.В. обеспечен мерами социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма ответчиками суду не представлено. Старицын М.В. суду показал, что дом в котором он проживал с родителями в настоящее время разобран и не сохранился. В доме, который ему предлагал орган опеки – проживать невозможно. Включение и постановка Старицына М.В. на учет в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилой площади свидетельствует о том, что администрация сельского поселения «<адрес>» признала право Старицына на предоставление жилья, именно в качестве ребёнка, оставшегося без попечения родителей, о чём свидетельствует постановление главы поселения. Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу пункта 3 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилое помещение по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в силу абз. 2 и абз. 3 п. 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в статье 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 315-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей", согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей финансируются за счет средств бюджета края. Согласно ст. 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее - государственное полномочие). Статьёй 4 указанного выше закона Забайкальского края установлено, что при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия; В силу статьи 5 указанного закона финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Исходя из вышеназванных норм закона, предоставление жилого помещения указанной категории лиц является обязанностью органов местного самоуправления муниципальных районов по месту их жительства. Согласно Положения «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда СП «<адрес>» утв. Решением Совета СП «<адрес>» 04.06.2007г. для одиноко проживающих граждан установлена учётная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан жилой площадью и осуществляется приём на учёт в качестве нуждающихся в жилах помещениях – в размере не менее 33 квадратных метров общей площади. В силу статьи 10 Федерального закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Таким образом, обеспечение Старицына М.В. жилым помещением является обязанностью администрации муниципального района Ононский район, следовательно, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по изложенным основаниям. При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья бюджет Забайкальского края должен нести возложенную законом обязанность по финансированию переданных полномочий. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,- РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ононского района Забайкальского края удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Ононский район» предоставить Старицыну М. В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, расположенное в границах муниципального района «Ононский район» Забайкальского края, размером не менее 33 квадратных метров общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям. При невозможности исполнения судебного решения по причине отсутствия свободного жилья или недостаточности выделенных денежных средств обязать Правительство Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края профинансировать за счет средств казны Забайкальского края приобретение жилого помещения для Старицына М. В. . Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в апелляционном порядке через Ононский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: А.А. Недзельский Решение не вступило в законную силу. 16.07.2012г.