Решение о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по сбору и вывозу бытового мусора



Дело № 2-144/2012 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Нижний Цасучей 30 августа 2012 года

Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи А.В. Булгакова,

с участием помощника прокурора Киселёва А.В.,

при секретаре Жалсановой А.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ононского района Забайкальского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Нижнецасучейское» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытового мусора,

у с т а н о в и л :

Прокурор Ононского района Забайкальского края обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к администрации сельского поселения «Нижнецасучейское», мотивируя следующим. В ходе проведения проверки санитарного состояния территории сельского поселения «Нижнецасучейское» установлено, что на улице адрес 1 в овраге имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью около 5000 кв.м. (участок примерно 50м. на 100м.), на улице адрес 2 на участке, прилегающем к зданию <адрес> имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 400 кв.м. (участок примерно 20м. на 20м.), кроме того свалки твердых бытовых отходов имеются в овраге за зданием торгового центра «адрес 3» (участок примерно 50м. на 100м.), в районе адрес 4 в непосредственной близости к бывшему летнему кафе (участок примерно 20м. на 20м.), в павильоне бывшего летнего кафе (участок примерно 2м. на 3м.). Администрацией сельского поселения не принимаются меры по вывозу и сбору бытовых отходов и мусора, что влечет нарушение прав граждан, постоянно и временно проживающих в поселении, на благоприятную окружающую среду.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Нижнецасучейское», выразившееся в ненадлежащей организации, обеспечении сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах сельского поселения и обязать администрацию сельского поселения «Нижнецасучейское» принять меры по сбору и вывозу бытового мусора по улице адрес 1 в овраге (участок примерно 50м. на 100м.), на улице адрес 2 на участке, прилегающем к зданию <адрес> (участок примерно 20м. на 20м.), за зданием торгового центра «адрес 3» (участок примерно 50м. на 100м.), в районе адрес 4 в непосредственной близости к бывшему летнему кафе (участок примерно 20м. на 20м.), в павильоне бывшего летнего кафе (участок примерно 2м. на 3м.).

В судебном заседании помощник прокурора Киселёв А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации сельского поселения «Нижнецасучейское», будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурором обжалуется бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенной на него обязанности по уборке и сбору мусора и твердых бытовых отходов в границах сельского поселения и заявлены требования о возложении на ответчика обязанности организовать уборку захламленных территорий в границах сельского поселения.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования - сельского поселения. Иск заявлен прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения причинения вреда и нарушения прав граждан, в защиту неопределенного круга лиц, чьи интересы могут быть нарушены в результате непринятия администрацией сельского поселения мер по организации уборки захламленной территорий поселения, чем может быть нарушено право граждан на благоприятную природную и окружающую среду.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В судебном заседании установлено, что по названным в иске прокурора адресам действительно длительное время складируются и не вывозятся отходы потребления. Указанное приводит к их загниванию, способствует возникновению различных инфекций, являющихся возбудителями массовых заболеваний.

Так из акта проверки санитарного состояния территории сельского поселения «Нижнецасучейское» от 16 июля 2012 года следует, что на территории сельского поселения имеются несанкционированные свалки бытовых отходов, а именно по улице адрес 1, в районе адрес 4 в непосредственной близости с бывшим летним кафе, в павильоне бывшего летнего кафе, по улице адрес 2 вблизи <адрес>, в овраге за торговым центром «адрес 3».

В судебном заседании, проводимом в порядке предварительного слушания 31.07.20212г. представитель ответчика Тттян А.В. наличие несанкционированных свалок в границах сельского поселения «Нижнецасучейское» не оспаривал.

Сам факт наличия несанкционированных свалок свидетельствует о бездействии администрации в решении вопросов, которые отнесены к их полномочиях в силу положений закона. Доказательств принятия муниципальным образованием мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения суду не представлено, как и доказательств уважительности непринятия указанных мер.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Уставом сельского поселения «Нижнецасучейское», который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов сельского поселения «Нижнецасучейское» и имеет прямое действие на всей территории указанного сельского поселения, вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора также отнесен к вопросам местного значения (п.19 ч. 1 статьи 8 Устава).

Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения «Нижнецасучейское» и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения сельского поселения.

Таким образом, вышеуказанными правовыми нормами обязанность по решению вопросов местного значения, а именно по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления поселения, в данном случае администрацию сельского поселения «Нижнецасучейское».

Оценив исследованные судом доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению и считает, что на ответчика следует возложить обязанность организовать сбор и вывоз бытового мусора, с целью ликвидации несанкционированных свалок. Организация уборки захламленных территорий в границах сельского поселения является публичной обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения, которая напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления. В судебном заседании нашло подтверждение и бездействие органа местного самоуправления в решении данного вопроса, на что указывает наличие несанкционированных свалок, на которые длительное время складируется мусор, работа по уборке и вывозу которого органом местного самоуправления не ведется, что нарушает права жителей поселения на благоприятную окружающую среду. По указанным основаниям бездействие органа местного самоуправления является незаконным.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос об определении срока, в течение которого администрации следует произвести требуемые работы, суд считает возможным становить срок для исполнения данной обязанности до 15 сентября 2012 года.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 336 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика- администрации сельского поселения «Нижнецасучейское».

Руководствуясь ст.ст. 194- 199, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ононского района Забайкальского края удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения «Нижнецасучейское», выразившееся в ненадлежащей организации, обеспечении сбора и вывоза бытовым отходов и мусора в границах сельского поселения «Нижнецасучейское» незаконным.

Возложить на администрацию сельского поселения «Нижнецасучейское» обязанность в срок до 15 сентября 2012 года принять меры по сбору и вывозу бытового мусора по улице адрес 1 в овраге (участок примерно 50м. на 100м.), по улице адрес 2 на участке, прилегающем к <адрес> (участок примерно 20м. на 20м.), за зданием торгового центра «адрес 3» (участок примерно 50м. на 100м.), в районе адрес 4 в непосредственной близости к бывшему летнему кафе (участок примерно 20м. на 20м.), в павильоне бывшего летнего кафе (участок примерно 2м. на 3м.).

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме подачи жалобы через Ононский районный суд.

Судья Булгаков А.В. Решение не вступило в законную силу. 17.09.2012г.