Решение о удовлетворении жалобы на постановление заместителя главного государтсвенного инспектора по пожарному надзору



Дело 12-18/2011

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Нижний Цасучей 04 октября 2011 года

Судья Ононского районного суда Забайкальского края Коренева Н.Р.

при секретаре Поляковой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бабашенковой О.М. на постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес>, <адрес>, <адрес> районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по <адрес> от 29 августа 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес>, <адрес>, <адрес> районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по <адрес> ФИО 1 от 29 августа 2011 года должностное лицо- исполняющая обязанности директора МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа (далее <адрес> СОШ) Бабашенкова О.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 6000 рублей.

В своей жалобе на указанное постановление Бабашенкова О.М. просит его отменить, поскольку при проведении проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, инспектором Госпожарнадзора и помощником прокурора были нарушены требования федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Согласно Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц на 2011 год <адрес> СОШ не подлежит проверке на предмет соблюдения правил пожарной безопасности. Проверка являлась внеплановой( выездной), она не была уведомлена о проведении указанной проверки, уведомление о её проведении в установленный законом срок ей не направлялось, распоряжение или приказ руководителя Госпожарнадзора о проведении внеплановой проверки, вышестоящего прокурора либо другие документы, послуживших основанием для её проведения ей не предъявлялись. Полагает, что результаты проверки в данном случае не могут являться доказательствами нарушения ею обязательных требований.

Заслушав Бабашенкову О.М., заместителя главного государственного инспектора ФИО 1, допросив свидетеля, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, 15 августа 2011 года помощником прокурора <адрес> совместно с заместителем начальника территориального подразделения надзорной деятельности <адрес>, <адрес>, <адрес> районов ФИО 1 была проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях <адрес> СОШ, расположенной по адресу: <адрес>.

В ходе указанной проверки в МОУ <адрес> СОШ были выявлены следующие нарушения требований Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 г.): на территории школы указатель водоема не соответствует требованиям ППБ, а именно отсутствует светоотражающее покрытие; выявлены нарушения требований пожарной безопасности к электроустановкам здания котельной, а именно отсутствуют на лампах плафоны; пожарная мотопомпа не укомплектована в необходимом количестве пожрано-техническим вооружением, а именно пожарными рукавами, в наличии имеется 3 пожарных рукава, каждый из которых длиной по 19 метров, что является недостаточным для целей тушения; огнетушители в школе не имеют нумерации, что затрудняет их учет.

В соответствии частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

В соответствии с пунктом 60 Правил пожарной безопасности при эксплуатации действующих электроустановок запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

Согласно пункту 90 Правил пожарной безопасности у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п. 106 ППБ пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии.

В силу пункта 108 ППБ помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Пунктом 16 Приложения 3 ППБ установлено, что каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.

Факт нарушения указанных требований пожарной безопасности подтверждается актом проверки от 15.08.2011 г., постановлением и.о. прокурора <адрес> о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ от 16.08.2011 г., предписанием об устранении указанных правонарушений.

И.о. директора <адрес> школы Бабашенкова О.М. с выявленными нарушениями Правил пожарной безопасности была полностью согласна, о чем собственноручно указала в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Наличие указанных выше нарушений правил пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, Бабашенкова в судебном заседании также не оспаривала.

Доводы жалобы о том, что при проведении проверки детского суда были нарушены требования Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, являются необоснованными.

Согласно п. 3 ч.3 с. 1 данного закона положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплены обязанности руководителей организаций - соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий.

Согласно статье 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Приказом от 09 августа 2011 года Бабашенкова О.М. была назначена исполняющей обязанности директора школы.

Руководствуясь положениями статьи 28.4 КоАП РФ, прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. Постановление о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

В силу имеющихся у <адрес> прокурора соответствующих надзорных полномочий, помощником прокурора <адрес> совместно с заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору, по поручению и.о. Генерального прокурора РФ и заданию прокурора <адрес> от 05.08.2011 проведена проверка исполнения в МОУ <адрес> СОШ требований пожарной безопасности в процессе осуществления своей деятельности.

В результате проверки помощником прокурора <адрес> был составлен акт проверки от 15.08.2011, в котором указаны имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности, послужившие основанием для возбуждения прокурором в отношении должностного лица- и.о. директора <адрес> школы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

Принимая во внимание нормативные положения приведенного выше федерального законодательства, наделенный в области обеспечения пожарной безопасности контрольно-надзорными функциями, прокурор вправе при взаимодействии с органами государственного пожарного надзора самостоятельно определить порядок и срок реализации своих полномочий в отношении юридических и должностных лиц в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Согласно пунктам 2, 6 и 16 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 820, основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности.

Доказательства противоправного деяния со стороны должностного лица- и.о. директора школы нельзя признать полученными с нарушениями тех же законов и действующих в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Поскольку в ходе проведения проверки было установлено нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам здания, первичным средствам пожаротушения, а также требований пожарной безопасности об обеспечении здания первичными средствами пожаротушения, то исполняющая обязанности директора школы Бабашенкова О.М. обоснованно была привлечена заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору к административной ответственности по ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ.

Вместе с тем постановление названного лица подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с тем, что имеются основания для освобождения Бабашенковой О.М. от административной ответственности и объявления ей устного замечания.

Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из материалов дела следует, что Бабашенкова О.М. работает главным бухгалтером <адрес> СОШ, на период проведения проверки исполняла обязанности директора с 09.08.2011 года по 29 августа 2011 года, не имеет какой-либо подготовки по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, в её должностные обязанности по основной работе соблюдение указанных требований никогда не входило. В настоящее время имевшие место нарушения требований пожарной безопасности в школе устранены

Данные обстоятельства свидетельствуют о незначительности роли Бабашенковой О.М. в совершении административного правонарушения, что в силу вышеуказанный положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 дает основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес>, <адрес>, <адрес> районов по пожарному надзору ГУ МЧС России по <адрес> ФИО 1 от 29 августа 2011 года в отношении Бабашенковой О.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Забайкальский краевой суд со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья: Коренева Н.Р.