№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Онгудайский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шинжиной С.А.
при секретаре Кошевой .С
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мундусовой А А к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании незаконным решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный капитал),
УСТАНОВИЛ:
Мундусовой А А в лице представителя ФИО5 обратилась в суд с заявлением о признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал необоснованным и возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Требования мотивированы тем, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> отказало в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ДД.ММ.ГГГГ, поскольку представлена копия справки о рождении ребенка по форме №, а не копия свидетельства о рождении. Указанный отказ незаконный, поскольку в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан, независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Для реализации указанного права подается заявление с предъявлением документов, подтверждающих рождение детей. Закон не конкретизирует вид документа, подтверждающего рождение ребенка, то есть подтверждающим документом рождения ребенка может быть, как свидетельство, так и справка о рождении ребенка.
В судебное заседание истец Мундусовой А А не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя по доверенности ФИО5 Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила суд удовлетворить требования истца по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, требования истца не признала, указав, что Мундусовой А А при обращении с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал представила справку о рождении. Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусмотрено право граждан, не представляющих свидетельства о рождении, на получение государственного сертификата. Порядок реализации указанного Закона подтверждает факт государственной поддержки семей, имеющих детей, которые должны быть живы на дату обращения за выдачей сертификата на материнский (семейный) каптал. В день подачи заявления Мундусовой А А имела только одного ребенка.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Мундусовой А А по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мундусовой А А родила сына ФИО2, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись о рождении № отделом ЗАГС <адрес>. При обращении Мундусовой А А в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что представлена справка о рождении по форме №, а не свидетельство о рождении первого ребенка.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3, статье 5 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 3 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила), право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации. Право на получение сертификата имеют граждане Российской Федерации независимо от места жительства: женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, женщина, родившая (усыновившая) третьего или последующих детей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно пункта 5 Правил заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке): удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте «а» пункта 3 Правил; удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица; подтверждающих рождение (усыновление) детей.
Из содержания норм вышеприведенных правовых актов следует, что правовым и значимым основанием является не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго, что в данном случае никем не оспаривается.
В силу ч.2 ст. 20 Федерального Закона «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Факт рождения у истицы первого ребенка и факт ее смерти подтверждается справкой о рождении и свидетельством о смерти, выданными Комитетом по делам ЗАГС <адрес> ЗАГС <адрес>.
Из справки о рождении ребенка №, выданной повторно Отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ у Мундусовой А А родился ребенок - Мундусовой А А, которая умерла на первой неделе жизни, ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельства о смерти серии I-ИЛ № от ДД.ММ.ГГГГ Мундусовой А А ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ О чем 2006 года сентября месяца 18 числа составлена запись акта о смерти №.
Учитывая, что Мундусовой А А документы, подтверждающие рождение детей, наряду с другими документами, были предоставлены в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, решение государственного учреждения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является незаконным.
Согласно доводам представителя ответчика, по смыслу ст.4 Федерального закона №256-ФЗ свидетельство о рождении является единственным документом, подтверждающим рождение ребенка, поскольку в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительны меры государственной поддержки, который содержит информацию о таких лицах в виде сведений о детях, в числе которых указывается фамилия, имя, отчество, реквизиты свидетельств о рождении. Данные доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными, так как в силу п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, заявление о получении сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих факт рождения детей. Из смысла данной нормы следует, что к заявлению о выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала могут быть приложены и иные документы, подтверждающие рождение ребенка. Кроме того, отсутствие свидетельства о рождении ребенка как основание отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в п.6 статьи 5 Федерального закона №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не указано.
Доводы представителя ответчика о том, что порядок реализации Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» подтверждает факт государственной поддержки семей, имеющих детей, которые должны быть живы на дату обращения за выдачей сертификата на материнский (семейный) капитал суд находит несостоятельными. Согласно разъяснения Конституционного Суда РФ, содержащегося в определении от ДД.ММ.ГГГГ № -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей.
Таким образом, исходя из фактического рождения у истицы первого и второго ребенка, а отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка при наличии других документов, подтверждающих его рождение, не является основанием к отказу в удовлетворении заявления о выдаче сертификата и влияющим на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, суд считает необходимым исковые требования Мундусовой А А удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Мундусовой А А удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об отказе в выдаче Мундусовой А А государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> выдать Мундусовой А А государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Онгудайский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья С.А.Шинжина