№ 2-215/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2010 года. с.Онгудай
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шургенчинова А.П.
при секретаре Аргамаевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Онгудайского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к отделу образования администрации муниципального образования «Онгудайский район», муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения и привести котельную <данные изъяты> в соответствие с требованиями пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Онгудайского района Республики Алтай в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к отделу образования администрации муниципального образования «Онгудайский район» и муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения и привести в соответствие с требованиями ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. №313 место размещения помещения котельной, расположенной <адрес> Республики Алтай.
В обоснование требований указал следующее: прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 (ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 315, в структурном подразделении МОУ «<данные изъяты>» детском интернате, в целях выяснения достаточности мер, принимаемых для обеспечения безопасности людей, сохранении их жизни и здоровья. Согласно ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров. Согласно п. п. 1,2 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 (ППБ 01-03) требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами; организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проверки котельной <данные изъяты> были выявлены нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Онгудайского района Хамитова Т.С. уточнила исковые требования, просила суд обязать отдел образования администрации муниципального образования «Онгудайский район» и муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» демонтировать котельную, пристроенную к зданию <данные изъяты>, расположенную по <адрес>, и разместить котельную для теплоснабжения детского интерната, расположенную по <адрес>, в соответствие с требованиями пожарной безопасности в срок до 1 сентября 2011 года.
Ответчики - представители отдела образования администрации муниципального образования «Онгудайский район» ФИО3, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и МОУ«<данные изъяты>», директор школы ФИО4 требования прокурора района признали. Суду пояснили, что помещение котельной, пристроенной к зданию <данные изъяты>, расположенной по <адрес> будет приведено в соответствии с правилами пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав помощника прокурора района Хамитову Т.С., ответчиков - представителей отдела образования администрации муниципального образования «Онгудайский район» и МОУ «Ининская средняя общеобразовательная школа», исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров.
Согласно п.п. 1,2 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 (ППБ 01-03) требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами; организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.5 СНиП II35-76 «Котельные установки» котельные по размещению подразделяются на: на отдельно стоящие, пристроенные к зданиям другого назначения, встроенные в здания другого назначения независимо от этажа размещения, крышные.
В соответствии с п. 1.7 СНиП II35-76 «Котельные установки» размещение котельных встроенных в многоквартирные жилые здания не допускается. Для жилых зданий допускается устройство пристроенных и крышных котельных.
Пунктом 5.1.12. «Свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. СП 4.13130.2009», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 174 установлено, что размещение и устройство на объектах жилого и общественного назначения помещений котельных, дизель-генераторных и т.п. следует производить в соответствии с разделом 6 настоящего Свода правил, а также другими действующими требованиями пожарной безопасности.
Согласно п. 6.9.1. «Свода правил "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. СП 4.13130.2009», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 174 для теплоснабжения жилых зданий (класс Ф1) допускается устройство отдельно стоящих, пристроенных и крышных котельных.
<данные изъяты> относится к объектам круглосуточного пребывания людей. В частности в вышеуказанном здании проживают дети. Нарушение правил пожарной безопасности, выявленные в ходе проведенной проверки, представляют опасность для их жизни и здоровья, и могут повлечь негативные последствия при возникновении пожароопасной ситуации.
<данные изъяты> является структурным подразделением МОУ «<данные изъяты>».
В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В соответствии с п. 1.3 Устава МОУ «<данные изъяты>» учредителем образовательного учреждения является отдел образования администрации МО «Онгудайский район».
Согласно ст. 39 Закона РФ «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Частью 3 ст. 39 вышеуказанного Закона установлено, что образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.
Согласно п. 2.1 учредительного договора в целях обеспечения уставной деятельности учреждение наделяется муниципальной собственностью муниципального образования на праве оперативного управления.
В силу ст. 41 Закона РФ «Об образовании» и п. 75 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с заключенным между ними договором.
На основании п. 1.6 Положения об отделе образования администрации МО «Онгудайский район» администрацией МО «Онгудайский район» переданы отделу образования полномочия учредителя в пределах своей компетенции в отношении 27 подведомственных муниципальных образовательных учреждений, в том числе МОУ «<данные изъяты>». Отдел образования является главным распорядителем бюджетных средств подведомственным учреждениям образования - получателям бюджетных средств.
В соответствии с положениями договора о взаимоотношениях между отделом образования администрации МО «Онгудайский район» и МОУ «<данные изъяты>» (учредитель с образовательным учреждением), учреждение признает за учредителем ответственность и необходимые для выполнения управленческих функций распорядительные и контрольные полномочия (п. 2), учредитель осуществляет финансирование деятельности учреждения (п. 3.1.6), принимает на себя расходы на содержание основных фондов, используемых непосредственно на образовательные цели, на капитальный ремонт школы и укрепление материально - технической базы (п. 3.1.7).
Установлено, что финансирование МОУ «<данные изъяты>» на приведение котельной в соответствии с требованиями ГШБ вРоссийской Федерации 01 - 03 не осуществлялось. Собственных денежных средств на данные цели образовательное учреждение не имеет.
В соответствии с п. З ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.
Учитывая отсутствие у МОУ «<данные изъяты>» денежных средств на приведение котельной в соответствии с требованиями федерального законодательства, наличии субсидиарной ответственности отдела образования администрации МО «Онгудайский район» по обязательствам образовательного учреждения, как учредителя МОУ «<данные изъяты>», расходы по устранению нарушений требований пожарной безопасности следует возложить на отдел образования администрации МО «Онгудайский район» за счет средств бюджета МО «Онгудайский район».
Из вышеизложенного следует, что МОУ «<данные изъяты>» не принимает мер по устранению выявленного нарушения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное Федеральным законом «О пожарной безопасности».
В судебном заседании из объяснений сторон, исследованных доказательств, установлено, что котельная детского интерната, расположена по <адрес>, для теплоснабжения указанного интерната.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиками иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку размещение котельной детского интерната МОУ «<данные изъяты>» противоречит требованиям федерального законодательства о пожарной безопасности и ставит под угрозу жизнь, здоровье и безопасность проживающих в интернате детей, а также персонала котельной, а также сохранность их имущества в случае возникновения пожара, учитывая признание иска представителем ответчиков, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора в полном объеме.
Согласно ст.333.36 НК РФ прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден. Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет.
Таким образом, с отдела образования администрации муниципального образования «Онгудайский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Онгудайского района Республики Алтай удовлетворить.
Обязать отдел образования администрации муниципального образования «Онгудайский район», муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» демонтировать котельную, пристроенную к зданию <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, разместить котельную для теплоснабжения детского интерната, расположенную по <адрес> в соответствие с требованиями пожарной безопасности в срок до 01 сентября 2011 года.
Взыскать с отдела образования администрации муниципального образования «Онгудайский район» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2010 года
Федеральный судья А.П. Шургенчинов