Дело 2-122/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Онгудай 19 мая 2011 года
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Кыдыева А.В.,
при секретаре Аргамаевой Е.А.,
с участием заместителя прокурора Онгудайского района Тундиновой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации к Басаргину Ю. М. о взыскании ущерба, причиненного незаконной порубкой леса,
УСТАНОВИЛ:
И.о. Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации о взыскании с Басаргину Ю. М. ущерба, причиненного незаконной порубкой леса в сумме <данные изъяты> руб. В обоснование заявленных требований и.о. прокурора указал следующее.
Приговором Онгудайского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Басаргину Ю. М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере. Приговором суда установлено, что в начале <данные изъяты> года Басаргину Ю. М. без соответствующих разрешений, в отсутствие договора купли-продажи лесных насаждений, в нарушение установленного порядка отпуска древесины, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ЛК РФ, с помощью бензопилы «<данные изъяты>» совершил незаконную рубку 25 сырорастущих деревьев породы «лиственница» общим объемом № куб.м., расположенных в квартале № урочище «<данные изъяты>, в лесах первой группы. В соответствии с установленным порядком отпуска древесины, предусмотренного ч. 4 ст. 30 ЛК РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Басаргину Ю. М. незаконной порубкой 25 сырорастущих деревьев породы «лиственница» причинил материальный ущерб лесному фонду Российской Федерации на общую сумму 308 400 руб., который подлежит взысканию с Басаргину Ю. М. с перечислением в федеральный бюджет.
В обоснование требований и.о. межрайонного природоохранного прокурора сослался на нормы ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 1, 8, 99, 100 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 45, 61 ГПК РФ, положения Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
В судебном заседании заместитель прокурора Онгудайского района Тундинова Н.М. поддержала исковые требования и.о. межрайонного природоохранного прокурора, обосновав доводами, изложенными в заявлении, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУ РА «Онгудайское лесничество» ФИО4 действующий на основании доверенности просил удовлетворить требования и.о. межрайонного прокурора. В месте, где была осуществлена незаконная порубка, деревья были сырорастущими, поскольку после лесного пожара от 2003 года остались живые деревья. При определении на местности границы места порубки были определены правильно с указанием номера квартала и выдела.
В судебном заседании ответчик Басаргину Ю. М. исковые требования не признал пояснив, что на момент порубки деревьев, часть из них была подвержена лесному пожару и не были сырорастущими, в связи с чем сумма ущерба должна рассчитываться как для не сырорастущего леса. В месте, где он осуществил порубку лесниками была допущена ошибка и по документам вместо «горелого» леса, стал сырорастущий лес, т.е. была допущена «накладка» по карте и неверно определен выдел.
В судебном заседании свидетель ФИО5 показал, что расчет объема лесонарушений причиненный лесному фонду определяется согласно утвержденным положениям Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». На лесном участке, где Басаргину Ю. М. осуществил незаконную порубку деревьев, лес был сырорастущим, что подтверждалось на момент порубки представленными ему документами. Не смотря на то, что в 2003 году на данном лесном участке был лесной пожар категории низовой, устойчивый, могли остаться живые деревья, также при данной категории пожара, поврежденные деревья через определенное время сами могут восстановиться. Ответ редактору газеты «<данные изъяты>», он давал по запросу редакции газеты, где указал, на лесном участке ранее был пожар и ущерб должен подсчитываться согласно Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 для поврежденных пожаром деревьев. Последнее лесоустройство проходило в 2003 году, где были определены кварталы и выделы лесных участков, после указанной даты номера кварталов и выделов не могли самостоятельно изменяться или накладываться друг на друга. При своей работе лесники используют материалы лесоустройства, а также приборы - <данные изъяты>.
Суд, выслушав прокурора, ответчика, третье лицо, свидетеля и изучив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Из материалов гражданского дела следует, что приговором Онгудайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Басаргину Ю. М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ - незаконная рубка лесных насаждений в особо крупном размере. Данное преступление Басаргину Ю. М. совершено в начале <данные изъяты> года около 12 часов в квартале № выделе № <данные изъяты> ГУ РА «Онгудайское лесничество», в результате которого в отсутствие договора купли-продажи лесных насаждений было незаконно срублено 25 сырорастущих деревьев породы «лиственница сибирская» относящиеся к первой группе лесов.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении» суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Таким образом, суд признает установленным, что Басаргину Ю. М. в начале октября 2008 года осуществил незаконную рубку 25 сырорастущих деревьев породы «лиственница сибирская» в квартале № выделе № <данные изъяты> ГУ РА «Онгудайское лесничество», в связи с чем данное обстоятельство не нуждается в дополнительном доказывании при разрешении настоящего спора. Кроме того, факт незаконной порубки сырорастущего леса имевшего место именно в квартале № выделе № <данные изъяты> подтверждается также исследованными в судебном заседании: протоколом о лесонарушении №, ведомостью перечета незаконно срубленных сырорастущих деревьев, чертежом и схемой места незаконной порубки. При указанных обстоятельствах суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что в месте порубки лес был не сырорастущим и произошла «накладка» при определении границ места лесного участка.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В соответствии со ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.
Согласно п. 2 Приложения № 3 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 следует, что размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.
Согласно п. 5 Приложения № 3 указанного Постановления следует, что в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.
В п. 6 Приложения № 3 названного Постановления указано, что при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.
Согласно п. 1 Приложения № 1 указанного Постановления следует, что при незаконной рубке деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см. и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см. и более, размер ущерба применяется в 50-кратной стоимости древесины исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно п. 9 Приложения № 3 указанного Постановления следует, что размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов.
В материалы дела представлен расчет ущерба, составленный инженером охраны и защиты лесов ФИО6, составленная на основании Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 N 273, в котором отражено, что общий ущерб от незаконной рубки Басаргину Ю. М. составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> куб.м. (объем незаконно срубленной древесины) * 75,76 руб. (ставка лесной подати за один куб.м.) * 50 (кратная стоимость древесины) * 2 (увеличение за порубку в защитных лесах).
Согласно ч. 3 ст. 1083 ГК РФ следует, что суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
Поскольку вред был причинен умышленными действиями Басаргину Ю. М. , суд не может принять решение о снижении размера возмещения вреда, в связи с имущественным и семейным положением ответчика.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, общий ущерб от незаконной рубки деревьев породы «лиственницы сибирская» в квартале № выделе № <данные изъяты> ГУ РА «Онгудайское лесничество» совершенной Басаргину Ю. М. составил <данные изъяты> руб., который подлежит взысканию с ответчика в пользу Российской Федерации в лице ГУ РА «Онгудайское лесничество».
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика Басаргину Ю. М. подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., установленная пунктом 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай, удовлетворить.
Взыскать с Басаргину Ю. М. в пользу Российской Федерации в лице ГУ РА «Онгудайское лесничество» ущерб, причиненный незаконной рубкой лесных насаждений в сумме <данные изъяты> руб., государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Онгудайский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 24.05.2011 года.
Председательствующий: А.В. Кыдыев