Дело 2- 84/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Онгудай 01 апреля 2011 года
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Кыдыева А.В.,
при секретаре Сулатаевой М.С.,
с участием помощника прокурора Онгудайского района Хамитовой Т. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Онгудайского района Республики Алтай в защиту интересов Российской Федерации, Совета депутатов МО «Онгудайский район», Совета депутатов МО «Онгудайское сельское поселение»к главе администрации муниципального образования «Онгудайский район» о признании незаконным соглашения о передаче осуществления части своих полномочий от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением закона при его заключении и применении последствия ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Онгудайского района Республики Алтай обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, Совета депутатов МО «Онгудайский район», Совета депутатов МО «Онгудайское сельское поселение»к главе администрации муниципального образования «Онгудайский район» о признании незаконным соглашения о передаче осуществления части своих полномочий от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением закона при его заключении и применении последствия ничтожной сделки.
В обоснование заявленных требований прокурор района указал следующее. Решением сельского Совета депутатов МО Онгудайское сельское поселение № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия органа финансового контроля сельского Совета депутатов переданы органу финансового контроля муниципального образования «Онгудайский район». Между главой МО Онгудайское сельское поселение и главой МО «Онгудайский район» ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение о передаче осуществления части своих полномочий. Заключенное между указанными юридическими лицами соглашение является двусторонней сделкой в силу требований ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В силу положений статьи 168 ГК РФ данная сделка, не соответствующая требованиям закона ничтожна.
В судебном заседании заявитель помощник прокурора района Хамитова Т.С. требования поддержала в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в заявлении уточнив при этом, что просит признать ничтожным соглашение о передаче осуществления части своих полномочий от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между главой Онгудайского сельского поселения в лице ФИО3 и главой МО «Онгудайский район» ФИО5, в связи с нарушением закона при его заключении и применить последствия ничтожной сделки.
В судебном заседании представитель ответчика главы администрации МО «Онгудайский район» ФИО4 действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ признала требования прокурора указанные в заявлении в полном объеме. Пояснив, что действительно глава МО «Онгудайский район» согласно действующему законодательству не имел права заключать данное соглашение о передаче полномочий.
Суд, выслушав заявителя, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно ст. 1 Положения о контрольно - счетной комиссии муниципального образования «Онгудайский район» утвержденного решением Совета депутатов района МО «Онгудайский район» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что контрольно - счетная комиссия МО «Онгудайский район» является контрольным органом Совета депутатов района, созданным для обеспечения деятельности Совета по осуществлению его контрольных функций в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, формирования и использования внебюджетных и иных фондов, управления и распоряжения муниципальной собственностью, иных контрольных функций, установленных Уставом муниципального образования, законами РА, законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 п. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 21 ст. 18 Устава МО Онгудайское сельское поселение в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 5 ст. 30 Устава МО Онгудайское сельское поселение, порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроль за его исполнением, а также иные положения, регулирующие порядок осуществления органами местного самоуправления бюджетных полномочий, определяются сельским Советом депутатов в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами Республики Алтай.
В связи с отсутствием у муниципального образования Онгудайское сельское поселение контрольного органа, поселение передало свои полномочия по финансовому контролю КСК МО «Онгудайский район» на основании соглашения о передаче осуществления части своих полномочий от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между главой Онгудайского сельского поселения в лице ФИО3 и главой МО «Онгудайский район» в лице ФИО5
Данное соглашение заключено с нарушением требований закона, т.е. глава МО «Онгудайский район» не имел полномочий на право выступать одной из сторон при заключении данной сделки.
Согласно ст. 1 Положения контрольно - счетная комиссия МО «Онгудайский район» является контрольным органом Совета депутатов района, созданным для обеспечения деятельности Совета по осуществлению его контрольных функций в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, формирования и использования внебюджетных и иных фондов, управления и распоряжения муниципальной собственностью, иных контрольных функций, установленных Уставом муниципального образования, законами Республики Алтай, законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 31 Устава МО «Онгудайский район» Совет депутатов района является представительным органом местного самоуправления.
Согласно ст.10 Регламента Совета депутатов МО «Онгудайский район» утвержденного решением сессии Совета депутатов района № от ДД.ММ.ГГГГ, Председатель Совета депутатов района осуществляет свою деятельность в объеме полномочий, определенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами Республики Алтай, Уставом МО «Онгудайский район».
В соответствии с п.п. «д,е,и» ст. 10 Регламента Совета депутатов МО «Онгудайский район», председатель Совета депутатов района представляет Совет в отношениях с государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями; подписывает правовые акты ненормативного характера, протоколы сессий и другие документы Совета; осуществляет иные полномочия в соответствии с Регламентом.
Согласно п.п. 8 п.2 Устава МО «Онгудайский район» к ведению Совета депутатов район относится формирование районной контрольно-счетной комиссии, определение в соответствии с настоящим Уставом порядка ее работы и полномочий.
Из анализа положений федерального законодательства следует, что в муниципальном образовании «Онгудайский район» органом финансового контроля является Совет депутатов района МО «Онгудайский район», который в свою очередь в целях реализации вышеуказанных полномочий создал КСК.
В судебном заседании установлено, что из содержания норм федерального, муниципального законодательства следует, что право на заключение соглашения о передачи полномочий имеют лица, в компетенцию которых входит решение данного вопроса, т.е. соглашение о передачи части полномочий в сфере финансового контроля с главой МО Онгудайское сельское поселение должен был заключать председатель Совета депутатов района, а не глава МО «Онгудайский район».
Оспариваемая сделка нарушает интересы Российской Федерации, поскольку ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Данным соглашением нарушаются права муниципального образования Онгудайское сельское поселение на передачу полномочий по финансовому контролю в соответствии с требованиями закона, а также право Совета депутатов Онгудайского района на реализацию своих полномочий в сфере финансового контроля.
В силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно ст. 168 ГК РФ следует, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Согласно ст. 68 ГПК РФ, признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов. Следовательно, факт признания ответчиком исковых требований истца, освобождает истца от доказывания фактов, изложенных в заявлении.
Суд принял признание иска представителем ответчика, следовательно, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, учитывая, что ответчик признал данное требование прокурора района, признание данного требования принято судом, заявленное требование прокурора района о признании ничтожным соглашения о передаче осуществления части своих полномочий от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между главой Онгудайского сельского поселения в лице ФИО3 и главой МО «Онгудайский район» в лице ФИО5 в связи с нарушением закона при его заключении и применения последствия ничтожной сделки, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Онгудайского района Республики Алтай удовлетворить.
Признать соглашение о передаче осуществления части своих полномочий от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между главой Онгудайского сельского поселения в лице ФИО3 и главой МО «Онгудайский район» ФИО5 ничтожным, в связи с нарушением закона при его заключении и применить последствия ничтожной сделки.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Онгудайский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 06.04.2011 года.
Председательствующий: А.В. Кыдыев