судебный акт не вступил в законную силу



Дело № 2-368/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 года      с. Онгудай

Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи      Грушиной Е.С.,

при секретаре              Кызановой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Онгудайского района в интересах Доронина С.А. к администрации муниципального образования «Онгудайский район» об обязании предоставить вне очереди жилое помещение на территории Онгудайского района Республики Алтай не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Онгудайского района в интересах Доронина С.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» об обязании предоставить вне очереди жилое помещение на территории Онгудайского района Республики Алтай не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Онгудайского района в ходе проведенной проверки по заявлению Доронина С.А., в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» допускаются нарушения прав указанного лица на основании следующего. Он, Доронин С.А. является сиротой. Мать – Доронина И.Л. умерла, о чем имеется свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, отец Доронин А.С. умер, о чем имеется свидетельство о смерти ДД.ММ.ГГГГ г. Согласно выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по распределению социальных выплат администрации МО «Онгудайский район» Доронин С.А. поставлен на льготную очередь для получения жилья детем – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В 2011 году Доронон С.А. вернулся со службы в Вооруженных силах Российской Федерации. Однако до настоящего времени Доронину С.А. жилье не предоставлено. Прокурорской проверкой установлено, что Доронин С.А. до достижения 23 летнего возраста, согласно п.3 ст. 1 от 21.12.1996 № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( с изменениями) относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е не утрачивает данного статуса, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В обоснование требований прокурор сослался на нормы п.3 ст. 1, ст.8, ст.10 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 п.2 ст. 52 ЖК РФ, Постановления Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 N 316, ст.45 ГПК РФ, п.4 ст. 27 Закона РФ «О прокуратуре РФ».

В судебном заседании истец Доронин С.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии истца Доронина С.А.

Представитель истца заместитель прокурора Онгудайского района Республики Алтай Кузнецов А.А. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил обязать администрацию муниципального образования «Онгудайский район» предоставить Доронину С.А. по договору социального найма вне очереди жилое помещение на территории Онгудайского района Республики Алтай не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям в связи с тем, что в соответствии со статьей 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма.

Представитель ответчика администрации МО «Онгудайский район» Зырянова М.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, полагая их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку удовлетворением заявленных требований могут быть нарушены права других лиц, стоящих на очереди на получение жилья в качестве детей сирот.

Суд, выслушав представителя истца заместителя прокурора Онгудайского района Республики Алтай Кузнецова А.А., представителя ответчика администрации МО «Онгудайский район» Зырянову М.Н., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Положениями частей 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В судебном заседании установлено, что Доронин С.А. ДД.ММ.ГГГГ родился в <адрес>, что подтверждается паспортом серии 84 08 , выданным ТП ОФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о рождении Доронин С.А. серии VI – ТО от ДД.ММ.ГГГГ.

В свидетельстве о рождении Доронин С.А. серии VI–ТО от ДД.ММ.ГГГГ отцом указан Доронин А.С., матерью указана Доронина И.Л..

Согласно свидетельству о смерти I-ТО , выданному Павловской сельской администрацией <адрес>, Доронин А.С. умер ДД.ММ.ГГГГ. Место смерти <адрес>.

Согласно свидетельству о смерти I-ИЛ , выданному Шашикманской сельской администрацией ДД.ММ.ГГГГ, Доронина И.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Место смерти <адрес>.

Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Барбаров Л.К. назначен попечителем над несовершеннолетним Дорониным С.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В соответствии со ст. 155.3 Семейного Кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, в детских домах, при прекращении опеки (попечительства), а также по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.В то же время пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК и абзац второй пункта 1 статьи 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. № 250 –О-П и от 07.06.2011 г. № 746-О-О.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч.1 ст. 52 ЖК РФ). Пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, ст. 51, пунктами 1 и 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма данным лицам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи.

Из заявления Доронина С.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он обратился в муниципальное образование «Онгудайский район» о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемого по договору социального найма, по основаниям: отсутствие жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности, как сирота.

Согласно ответу начальника отдела образования администрации муниципального образования «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ Доронин С.А. не состоит и не состоял на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства и жилищных комиссий в других районах Республики Алтай и г. Горно-Алтайска.

Из выписки из протокола заседания комиссии по распределению социальных выплат администрации муниципального образования «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что утвержден список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья. Доронин С.А. в этом списке стоит в очереди по<адрес>.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным учета Онгудайского производственного участка филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Алтай Доронин С.А. на праве личной собственности в Онгудайском районе Республики Алтай не имеет жилья.

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемые сведения о правах на Доронина С.А.отсутствуют.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Доронин С.А., имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоя на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, по его обращению в администрацию МО «Онгудайский район» должен был быть обеспечен жильем в порядке, установленном законодательством вне очереди.

Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Алтай от 15 июня 2006 года № 28-РЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства жилой площадью осуществляется вне очереди.

В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительство), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.12.2006 N 316, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по месту регистрации и вне очереди в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (п. 2 Положения). Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с п. 23 данного Положения дети-сироты могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма жилого помещения (п. 23 Положения). Жилое помещение детям-сиротам предоставляется из муниципального жилищного фонда в соответствии с частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и договором социального найма жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Положением осуществляется органами местного самоуправления районов и городского округа Республики Алтай в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, но не выше нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. При отсутствии муниципального жилищного фонда, предназначенного для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма, денежные средства, выделенные в качестве субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай на эти цели, могут быть использованы органами местного самоуправления на строительство муниципального жилищного фонда для указанной категории граждан. Предоставляемое жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям и степени благоустройства применительно к условиям населенного пункта на территории Республики Алтай (п.25).

В судебном заседании установлено, что Доронин С.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечен им.

На основании изложенного суд считает исковые требования заместителя прокурора Онгудайского района в интересах Доронина С.А. к администрации муниципального образования «Онгудайский район» об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение на территории Онгудайского района Республики Алтай не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о нарушении прав других лиц, стоящих на очереди на получение жилья в качестве детей сирот, в случае удовлетворения требований истца судом, не могут повлиять на право истца, установленное законом, на приобретение жилья вне очереди, как гражданина из льготной категории в целях реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996 г.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования заместителя прокурора Онгудайского района Республики Алтай в интересах Доронина С.А. к администрации муниципального образования «Онгудайский район» об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение на территории Онгудайского района Республики Алтай не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарно-техническим требованиям.

Обязать администрацию муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай предоставить Доронину С.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение на территории Онгудайского района Республики Алтай, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления в муниципальном образовании «Онгудайский район», но не ниже установленной социальной нормы площади жилого помещения на одного человека в муниципальном образовании «Онгудайский район», отвечающее санитарно-техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай через Онгудайский районный суд Республики Алтай в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2012 года.

Судья             Е.С. Грушина