Дело № 2-307/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2012 года с. Онгудай
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Грушиной Е.С.,
при секретаре Аргамаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кажаева Б.М. о признании отказа в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в полном объеме с момента принятия, признании незаконным действия муниципального служащего А.О. Амыева, выразившееся в отказе от предоставления земельного участка и принятии соответствующего постановления, обязании администрации МО «Онгудайский район» закрепить за заявителем Кажаевым Б.М. , земельный участок в устье <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.,
УСТАНОВИЛ:
Кажаев Б.М. обратился в Онгудайский районный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка и принятии соответствующего постановления от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании Администрации МО «Онгудайский район» закрепить за ним земельный участок в устье <адрес>, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Кажаевым Б.М. был получен ответ на поданное им заявление о предоставлении земельного участка в устье <адрес> и принятии соответствующего постановления, районной администрацией было отказано по причине того, что земли в настоящий момент находятся в категории «земли запаса». Решением двадцать шестой внеочередной сессии сельского Совета депутатов Купчегенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение выделить Кажаеву Б.М. земельный участок с местоположением: <адрес>, <адрес>, устье <адрес>. Заявление о предоставлении Кажаеву Б.М. земельного участка в устье <адрес> было подано еще в 2008 году, начиная с момента принятия заявления, Кажаевым Б.М. совместно с Купчегенским сельским поселением, произведен ряд работ по определению границ, согласованию границ на местности, изготовлении технического плана земельного участка, принятие соответствующего постановления, в свою очередь, служит завершающим этапом закрепления вышеупомянутого земельного участка за Кажаевым Б.М. Заявитель считает, что отказ в предоставлении земельного участка и принятии соответствующего постановления противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушает конституционные права Кажаева Б.М.
В ходе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, представителем заявителя Ардиматовой М.В. подано заявление об оспаривании решения муниципального служащего (уточненное по предмету заявления и лицам), в соответствии с которым Кажаев Б.М. просит признать незаконным действие муниципального служащего А.О. Амыева, выразившееся в отказе от предоставления земельного участка и принятия соответствующего постановления, признать отказ в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в полном объеме с момента принятия, обязать Администрацию МО «Онгудайский район» закрепить за Кажаевым Б.М. земельный участок в устье <адрес> общей площадью <данные изъяты>
В судебном заседании заявитель Кажаев Б.М., представитель заявителя Ардиматова М.В. поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, уточненном заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации Купчегенского сельского поселения – глава администрации МО «Купчегенское сельское поселение» Мандаев В.П. в ходе судебного разбирательства не возражал против удовлетворения требований заявителя, полагал их обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
Представители заинтересованного лица администрации МО «Онгудайский район» Амыев А.О., Емегенов Э.В. возражали против удовлетворения заявления Кажаева Б.М., полагая его не обоснованным.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кажаев Б.М. обратился в администрацию МО «Онгудайский район» с заявлением в котором просит на основании Купчегенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № предоставить ему земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, устье <адрес> и принять соответствующее постановление о предоставлении земельного участка. В заявлении также отмечено, что Кажаев Б.М. имеет преимущественное право, т.к. желание на аренду именно этого земельного участка было заявлено им еще ДД.ММ.ГГГГ в виде письменного заявления за входящим номером 305. Также ранее им и администрацией Купчегенского сельского поселения уже согласовывались границы вышеупомянутого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ отделом по земельным и имущественным отношениям был дан ответ за номером 94, в соответствии с которым Кажаева Б.М. извещают о том, что испрашиваемый земельный участок на устье <адрес>, является в категории «земли запаса», администрацией МО «Онгудайский район» осуществляется формирование (межевание, постановка на государственный кадастровый учет) земельных участков в устье <адрес> для выставления на аукцион по продаже права аренды земельного участка, т.к. на данные участки имеется несколько претендентов. В ответе разъяснено, что Кажаев Б.М. при выставлении испрашиваемого участка на аукцион вправе в нем участвовать.
Суд полагает данный ответ не является отказом в предоставлении земельного участка и не противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
Статьей 30 (ч. 4) Земельного кодекса Российской Федерации, устанавлен общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования, который включает в себя действия: проведение работ по формированию земельного участка, включающее подготовку документов для государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключений объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, публикация сообщений о проведении торгов (аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков.
Исходя из положений ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). В силу п. 1 данной статьи, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 30 указанного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Из материалов дела, пояснений представителя администрации Амыева А.О. следует, что на момент подачи заявления Кажаева Б.М. и по истечении двух недель после его подачи земельный участок не был сформирован.
В заявлении Кажаева Б.М. от ДД.ММ.ГГГГ не указан кадастровый номер земельного участка, который он просит предоставить ему, а также отсутствует указание на право по которому он просит предоставить земельный участок.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый заявителем Кажаевым Б.М. земельный участок не сформирован, границы его не определены, земельный участок не поставлен на кадастровый учет. Таким образом, не усматривается, какой конкретно земельный участок заявитель Кажаев Б.М. просит предоставить ему в аренду. Следовательно, только после формирования земельного участка, администрация МО «Онгудайский район» могла принимать решение о предоставлении земельного участка и определении порядка его предоставления. При этом заявителю Администрацией МО «Онгудайский район» не отказано в предоставлении земельного участка в аренду, а разъяснено, что администрацией МО «Онгудайский район» осуществляются действия по формированию данного земельного участка, установлению его границ, постановке участка на кадастровый учет, а также предложено участвовать в аукционе по продаже права аренды на данный участок в силу того, что имеется несколько претендентов на данный участок. Факт того, что имеется несколько претендентов на получение права аренды на земельный участок в устье <адрес> подтверждается заявлением Чабыковой З.С., поданным ДД.ММ.ГГГГ и заявлением Шабыковой Е.У., поданным ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы заявителя о том, что у него имеется преимущественное право на получение спорного земельного участка в аренду не обоснованы по следующим основаниям.
Статьей 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 11 настоящей статьи предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Так как земельный участок, испрашиваемый Кажаевым Б.М. имеет местоположение: <адрес>, устье <адрес>, т.е. находится в границах сельского поселения, для получения прав на данный участок применяется порядок предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, установленный ч. 4 ст. 30 ЗК РФ. Пунктом 3 части 4 настоящей статьи установлено, что передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при наличии иных претендентов на спорный земельный участок, у администрации МО «Онгудайский район» возникает обязанность по проведению торгов, как единственного способа предоставления земельного участка при наличии более одного претендента на земельный участок.
Факт того, что Кажаевым Б.М. ранее (в 2008, 2011 годах) в администрации. МО «Онгудайский район» уже подавались заявления о предоставлении ему данного участка по праву аренды не является основанием для признания за Кажаевым Б.М. преимущественного права на получение в аренду испрашиваемого земельного участка, т.к. ранее действия (бездействия) администрации заявителем не обжаловались. Кроме того, законодательством не предусмотрено такое основание для признания преимущественного права для предоставления земельного участка.
Довод заявителя относительно того, что сельским советом Купчегеньского сельского поселения было принято решение о предоставление ему земельного участка, а также относительно того, что границы земельного участка были согласованы с сельской администрацией Купчегеньского сельского поселения также не может являться основанием для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка Кажаеву Б.М. было принято не уполномоченным на то органом власти. Согласование границ заявителем также проведено с органом местного самоуправления, не наделенным на то соответствующими полномочиями.
При таких обстоятельствах ответ администрации МО «Онгудайский район» основан на правильном применении законодательства Российской Федерации, а действия муниципального служащего А.О. Амыева, выразившееся в отказе от предоставления земельного участка и принятии соответствующего постановления, являются законными и обоснованными.
При отсутствии оснований для удовлетворения требования о признании отказа в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в полном объеме с момента принятия, признании незаконным действий муниципального служащего А.О. Амыева, выразившиеся в отказе от предоставления земельного участка и принятии соответствующего постановления, отсутствуют основания и для удовлетворения требования об обязании администрации МО «Онгудайский район» закрепить за Кажаевым Б.М. земельный участок в устье <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Кажаева Б.М. о признании отказа в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в полном объеме с момента принятия, признании незаконным действия муниципального служащего А.О. Амыева, выразившееся в отказе от предоставления земельного участка и принятии соответствующего постановления, обязании администрации МО «Онгудайский район» закрепить за заявителем Кажаевым Б.М., земельный участок в устье <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 1 месяца со дня его вынесения путём подачи жалобы через Онгудайский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2012 года.
Судья Е.С. Грушина