Дело № 2-268-10
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Онега Дата обезличена г.
Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Большакова А.Ю.
при секретаре Пешехоновой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Хачела» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны молочно-товарной фермы, расположенной в д. Пияла Онежского района,
УСТАНОВИЛ:
Онежский межрайонный прокурор обратился в Онежский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к ответчику о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны молочно-товарной фермы, расположенной в д. Пияла Онежского района в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Прокурор просит установить срок для исполнения – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу. В процессе производства по делу помощник Онежского межрайонного прокурора Феопентов А.В. просил об установлении такого срока в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявления указано, что ООО «Хачела» осуществляет деятельность по разведению крупного рогатого скота. В ходе проверки предприятия специалистами территориального отдела в Онежском районе УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области установлено, что деятельность ООО осуществляет с нарушением Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха». Согласно акту проверки на ферме содержится 180 голов крупного рогатого скота. В нарушение закона и разработанных в соответствии с законом нормативных документов на предприятии отсутствует проект санитарно-защитной зоны. Фермы крупного рогатого скота от 100 голов до 1200 голов отнесены к 3 классу опасности, для которых наличие такого проекта является обязательным.
В судебном заседании прокурор Феопентов А.В. настаивал на удовлетворении иска по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ООО «Хачела» и третьего лица КФХ «Пияла» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал и указал, что здание фермы является старым, необходим капитальный ремонт, без которого ферма просто развалится. Имеются кадровые вопросы. В настоящее время на ферме более 100 голов скота, однако количество скота непостоянно и может быть и менее 100 голов, а тогда проект ССЗ не обязателен. Вообще создание такого проекта полагает нецелесообразным.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Онежском районе ФИО5 согласилась с доводами прокурора и указала, что в соответствии с нормами закона при наличии не менее 100 голов скота разработка проекта санитарно-защитной зоны для ответчика является обязательной.
Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ООО «Хачела» осуществляет деятельность по разведению крупного рогатого скота. 1 февраля 2010 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (территориальным отделом в Онежском районе) проведена проверка ООО, в ходе которой установлен ряд нарушений действующих санитарных норм и правил, в частности отсутствие проекта санитарно-защитной зоны молочно-товарной фермы л.д.8-12). 2 февраля 2010 г. предприятию выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, в частности до 1 сентября 2010 г. разработать проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны и получить заключение по проекту л.д.13-15). К установленному сроку проект не разработан. Каких-либо регистрационных документов на ферму не имеется ни в Онежском филиале БТИ, ни в УФРС по Архангельской области л.д.53, 56). Одновременно установлено, что ферму, а также скот ООО «Хачела» арендует у КФХ «Пияла» л.д.58-63). Руководителем обоих хозяйств является одно и то же лицо – ФИО3 КФХ «Пияла» создано Постановлением Главы МО «Город Онега и Онежский район» № 808 от 15 ноября 2001 г. л.д.80-81). В настоящее время по заявлении. ФИО3, который является главой КФХ решается вопрос о прекращении деятельности КФХ.
Принимая решение об удовлетворении иска суд учитывает следующее. Согласно ст. 34 Закона РФ № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Статьей 52 того же Закона РФ установлено, что в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду является одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности. Указанный принцип включает в себя обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду исходя из требований охраны окружающей среду, презумпции опасности хозяйственной деятельности.
В местах проживания населения установление санитарно-защитных зон предусмотрено также в целях охраны атмосферного воздуха, что вытекает из положений ст. 16, 20, 30 Закона РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». По общему правилу, установленному ст. 11 Закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В соответствии с указанным Законом РФ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25 сентября 2007 г. утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 – далее СанПиН). Согласно п. 1.2 СанПиН требования правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.1.5 СанПиН). В соответствии с п. 2.1 СанПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1 СанПиН). Пунктом 7.1.11 СанПиН установлено, что фермы крупного рогатого скота менее 1200 голов (всех специализаций) отнесены к третьему классу опасности с санитарно-защитной зоной 300 метров.
Таким образом достоверно установлено, что ООО «Хачела» осуществляет деятельность по разведению крупного рогатого скота на ферме, принадлежность которой документально не установлена, данная деятельность отнесена к 3 классу опасности и в соответствии с законодательством и обязательными санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами для такого производства обязательна разработка и утверждение проекта санитарно-защитной зоны, который у предприятия отсутствует. Учитывая изложенное суд удовлетворяет иск. Мотив нецелесообразности создания проекта, на который указывает ответчик, при рассмотрении дела не учитывается, поскольку такой мотив значения при разрешении спора не имеет.
Суд соглашается с доводами прокурора о необходимости установления срока для исполнения решения суда в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета в сумме 4000 рублей на основании ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Хачела» удовлетворить.
Обязать ООО «Хачела» в течение двух лет с момента вступления в силу решения суда разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны молочно-товарной фермы, расположенной в д. Пияла Онежского района в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Государственную пошлину в сумме 4000 рублей взыскать с ООО «Хачела» в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Архангельском областном суде через Онежский городской суд.
Председательствующий Большаков А.Ю.