Дело № 2-392-10
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Онега 12 октября 2010 год
Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю.
при секретаре Привалихиной М.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онежского межрайонного прокурора в интересах К.П. к администрации МО «Кодинское» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Онежский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах К.П. с иском к ответчику о возложении обязанности предоставить К.П. жилое помещение применительно к условиям МО «Кодинское», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в виде отдельной квартиры за счет средств бюджета Архангельской области. В обоснование требований указано, что К.П. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы МО «Город Онега и Онежский район» от ... за ним сохранено жилое помещение, которое стало непригодным для проживания. МО «Кодинское» обязалось предоставить К.П. взамен непригодного жилого помещения жилое помещение, отвечающее санитарным нормам, пригодное для проживания, но до настоящего времени обязательство не исполнено. В связи с тем, что К.П. имеет право на получение жилого помещения в соответствии с требованиями законодательства не ниже установленных социальных норм, прокурор просит обязать ответчика удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании помощник Онежского межрайонного прокурора Яковлева В.А. настаивала на удовлетворении исковых требований.
К.П. поддержал требования прокурора в полном объеме. Указал, что жилья не имеет вообще, проживает в съемной жилье. Дом, который ранее был за ним закреплен не сохранен (сгорел).
Представитель ответчика администрации МО «Кодинское» Я. признал исковые требования и указал, что администрация готова предоставить жилое помещение К.П. как в случае поступления для этих целей средств из бюджета, так и при обращении К.П. Жилой фонд имеется. Подтвердил те факты, что в настоящее время жилое помещение, которое ранее было предоставлено К.П. не сохранено и что он состоит на очереди на внеочередное получение жилого помещения.
Представители ответчиков департамента образования и науки, департамента финансов администрации Архангельской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления в получении судебных повесток. По определению суда дело рассмотрено без участия представителей ответчиков на основании ст. 167 ГПК РФ.
Представитель МО «Онежский муниципальный район» И. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования.
Согласно ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательном учреждении. В соответствии со ст. 4 Закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» все предоставляемые дополнительные гарантии указанным категориям граждан обеспечиваются и охраняются государством. Статьей 1 Закона РФ № 159-ФЗ установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пункт 3 ст. 8 указанного Закона РФ относит обязанность по предоставлению жилых помещений относящимся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании ст. 7 Закона Архангельской области от 5 июля 2001 г. № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты, профессионального образования обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования в соответствии со ст. 45 и 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 84-5-ОЗ. Статьей 19 Закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Порядок предоставления и расходования таких субвенций установлен утвержденным Постановлением Главы администрации Архангельской области от 5 апреля 2006 г. № 61 Порядком предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Таким образом нормами законодательства установлена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, за счет средств регионального бюджета. Статьей 47 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 84-5-ОЗ установлена также социальная норма общей площади жилья в размере 33 квадратных метра.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации г. Онеги и Онежского района ... от ... К.П., ..., направлен в Онежский детский дом в связи с тем, что мать умерла, местонахождение отца неизвестно, опекун освобожден от выполнения своих обязанностей, за несовершеннолетним сохранена жилая площадь 32 квадратных метра, расположенная в ... Онежского района Архангельской области, ... (л.д. 18, 19, 20). Решением Онежского городского суда Архангельской области от ... отец К.П. – К.М. лишен родительских прав, мать умерла, ребенок передан на попечение органа опеки и попечительства (л.д.21-22). В августе 2010 г. К.П. обратился в прокуратуру с заявлением о защите его прав, поскольку жилое помещение, сохраненное за ним ..., стало непригодно для проживания, а другое жилое помещение ему не предоставляют (л.д.7). Из сообщения администрации МО «Кодинское» следует, что К.П. был зарегистрирован и проживал по адресу: ... Онежского района Архангельской области, ..., указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, за К.П. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в МО «Кодинское». Сам К.П. в администрацию МО «Кодинское» с вопросом о предоставлении жилого помещения не обращался (л.д.10). Из переписки заместителя главы МО «Кодинское» с отделом опеки Управления образования следует, что действительно жилое помещение, сохраненное за К.П. непригодно для проживания, К.П.может обратиться в администрацию МО «Кодинское» с вопросом о внеочередном предоставлении жилого помещения, администрация гарантирует предоставление равноценной квартиры (л.д. 11,12).
В связи с отсутствием ... хорошего жилья ответчик гарантировал предоставление К.П. равноценной жилой площади в пос. Кодино (л.д.17, 23 ).
Изложенные обстоятельства в полной мере доказывают право К.П. на получение жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и обязанность администрации МО «Кодинское» по предоставлению ему жилого помещения с учетом социальной нормы за счет средств областного бюджета. В связи с тем, что К.П. имеет право на получение жилья, но в добровольном порядке ответчик ему жилое помещение не предоставил, иск прокурора подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета на основании ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию МО «Кодинское» предоставить К.П. жилое помещение применительно к условиям муниципального образования «Кодинское», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте МО «Кодинское», в виде отдельной квартиры за счет средств бюджета Архангельской области.
Государственную пошлину в сумме 200 рублей взыскать с МО «Кодинское» в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Онежский городской суд.
Председательствующий Большаков А.Ю.
...
...