Дело № 2-372-10
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Онега 14 октября 2010 г.
Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Большакова А.Ю.
при секретаре Привалихиной М.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Онега гражданское дело по заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Онежское» о признании незаконным бездействия и об обязывании администрации МО восстановить дорожное полотно и тротуар на ул. Комсомольская и ул. Матросова в г. Онеге,
УСТАНОВИЛ:
Онежский межрайонный прокурор обратился в Онежский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия МО «Онежское» по непроведению ремонта дорожного полотна и тротуара на ул. Комсомольская и ул. Матросова в г. Онеге. Просит обязать ответчика осуществить профилирование дороги по ул. Комсомольская – осуществить профилирование у дома № 4, осуществить профилирование, устранить ямочность, неровности у дома № 6, устранить провалы тротуара, ямочность дороги, провести профилирование у домов № 8-10, устранить ямочность, проваливание дороги, осуществить профилирование у дома № 12, устранить ямочность и осуществить профилирование дороги у домов № 14, 16, 18, осуществить профилирование и устранить трещины от дома № 18 по ул. Комсомольская до ул. Гагарина, напротив дома № 10 по ул. Матросова восстановить асфальтобетонное покрытие длиной 4,7 м, шириной 7,2 м, глубиной 15 см. Прокурор просит установить ответчику 1 год для устранения нарушений.
В ходе проведенной проверки прокуратуры по заявлению граждан выявлено, что на обследованных участках дорог имеются разрушения асфальто-бетонного покрытия, имеются неровности, ямы, отсутствует профилирование дороги, имеются разрушения тротуара. В 2008 г. администрация заключила договор с ООО «Спецмонтаж» для обеспечения земляных работ участков в квартале 66 г. Онеги коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства. Работы по договору выполнены, однако работы по восстановлению дорожного полотна не проводятся. На требование прокурора администрация МО отвечает, что указанные работы будут выполнены после завершения строительства дома № 10 по ул. Матросова. Согласно закону к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Указанные полномочия органов местного самоуправления являются расходными обязательствами муниципальных образований. Допускаемые нарушения непосредственно затрагивают права и законные интересы граждан – жителей Онеги на безопасность.
В судебном заседании прокурор Яковлева В.А. настаивала на удовлетворении иска в полном объеме по заявленным доводам. Отказалась от требования об осуществлении профилирования дороги, устранению трещин от дома № 18 по ул. Комсомольская до ул. Гагарина, поскольку такой дороги не существует, что установлено в заседании, отказ от иска в данной части принят судом.
Представитель ответчика К. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме (с учетом заявленного отказа от иска в части) и указала, что в настоящее время заключен муниципальный контракт на проведение работ, об осуществлении которых просит прокурор. Работы уже ведутся, однако что сделано пока еще не известно, поскольку акт приема выполненных работ еще не подписывался.
Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относятся, в частности, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования (за исключением федеральных и региональных дорог), благоустройство и озеленение территории. Согласно ст. 51 указанного закона РФ органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Ст. 54 предусматривает возможность муниципального заказа по выполнению работ и оказанию услуг для решения вопросов местного значения в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 указанного Закона РФ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Статьей 3 Закона РФ № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ…» установлено, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог отнесены сооружения, к которым относятся, в частности, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцем автомобильных дорог может являться, в частности, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). В связи с этим статья 13 указанного Закона РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении таких дорог. Отнесение тротуаров к дорогам осуществляется и другими нормативно-правовыми актами, в частности – Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г. (п.1.2).
Как установлено в судебном заседании, содержание и строительство дорог общего пользования в границах г. Онеги отнесено к вопросам местного значения, что не отрицается представителем МО «Онежское». Дорога, в том числе тротуар, на ул. Комсомольская и ул. Матросова находится в границах г. Онеги и не отнесена к дорогам федерального и регионального значения. Иного по делу не установлено. Какого-либо муниципального предприятия или учреждения, хозяйственного общества для решения задач строительства и содержания дорог общего пользования в г. Онега не создано. В соответствии с актом выявленных недостатков от 17 августа 2010 г. выявлены недостатки, об устранении которых просит в своем заявлении прокурор (л.д.12-15). В соответствии с актом контрольной проверки выявленные нарушения на 19 августа 2010 не были устранены (л.д.17-20). Согласно письму администрации МО в прокуратуру указанные работы должно осуществить ООО «Спецмонтаж», которому направлена претензия (л.д.21). Вместе с тем установлено, что ООО согласно контракту выполнило все взятые на себя обязательства (л.д.22-32, 35-38). Администрация МО намеревалась устранить выявленные нарушения в летний период 2010 г., о чем неоднократно уведомляла как жителей указанных в иске домов, так и прокурора, однако в установленные для себя сроки работы не исполнены в связи с недостатком финансирования (л.д.9-11, 33). Неоднократно жители ул. Комсосмольская обращались с заявлениями о необходимости проведения работ в МО «Онежское», такие обращения согласно документам имели место с 2009 г. (л.д. 8, 10, 11).
Таким образом по делу установлено, что администрация МО достоверно знает о необходимости приведения дороги и тротуара по ул. Комсомольская, а также дорожного полотна на ул. Матросова в надлежащее состояние, намеревалась провести такие работы, однако не сделала этого, исполнение таких работ отнесено к полномочиям администрации МО (вопросы местного значения) и являются расходными обязательствами муниципального образования, неисполнение работ небезопасно для неограниченного круга лиц, и в первую очередь граждан города. Отсутствие денежных средств не может быть рассмотрена судом в качестве обстоятельства, исключающего возможность удовлетворения заявленного требования в силу установленных выше обстоятельств, кроме того законом такая возможность не предоставлена. В настоящее время администрация уже проводит работы по устранению выявленных нарушений. В дело представлен контракт на выполнение работ по восстановлению дренажной канавы по ул. Комсомольская от 1 октября 2010 г. Подтверждения выполнения работ в дело не представлено.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд принимает признание иска, сделанное представителем ответчика в судебном заседании.
Для устранения выявленных недостатков суд находит возможным установление разумного срока – в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета на основании ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие МО «Онежское» по не осуществлению ремонта дорожного полотна и тротуара на ул. Комсомольская и ремонта дорожного полотна на ул. Матросова в г. Онеге не законным. Обязать МО «Онежское» в течение года с моменту вступления в силу настоящего решения суда восстановить дорожное полотно и тротуар на уд. Комсомольская, восстановить дорожное полотно на ул. Матросова, а именно:
по ул. Комсомольская – осуществить профилирование у дома № 4, осуществить профилирование, устранить ямочность, неровности у дома № 6, устранить провалы тротуара, ямочность дороги, провести профилирование у домов № 8-10, устранить ямочность, проваливание дороги, осуществить профилирование у дома № 12, устранить ямочность и осуществить профилирование дороги у домов № 14, 16, 18, напротив дома № 10 по ул. Матросова восстановить асфальтобетонное покрытие длиной 4,7 м, шириной 7,2 м, глубиной 15 см.
Государственную пошлину в сумме 4000 рублей взыскать с МО «Онежское» в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Архангельском областном суде через Онежский городской суд.
Председательствующий Большаков А.Ю.
...
....