О возложении обязанности восстановить тротуар и дренажную канаву



Дело № 2-354-10

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Онега 6 октября 2010 г.

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Большакова А.Ю.

при секретаре Привалихиной М.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Онега гражданское дело по заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Онежское» о признании незаконным бездействия и об обязывании администрации МО восстановить дренажную канаву и тротуар по ул. Сиреневая в г. Онега,

УСТАНОВИЛ:

Онежский межрайонный прокурор обратился в Онежский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия МО «Онежское» по осуществлению ремонта тротуара и восстановлению дренажной канавы и об обязывании администрации МО восстановить дренажную канаву и тротуар по ул. Сиреневая в г. Онеге. В ходе проведенной проверки прокуратуры выявлено, что в связи с износом пролетных строений тротуар на ул. Сиреневая имеет частичные просадки и провалы бетонных плит, дренажная канава заросла кустарником, травой, имеются засорения бытовым мусором. В 2008 г. проведен осмотр тротуара комиссией из представителей МО и МУП «ГУ ЖКХ», принято решение о необходимости восстановления дренажной канавы и выравнивания тротуара протяженностью 500 погонных метров. Неоднократно имели место обращения жителей в связи с плохим состоянием тротуара и канавы, в ответах на которые администрация планировала включить работы для внесения в бюджет 2009 г., однако и в настоящий период ничего для восстановления дренажа и канавы не сделано. Согласно закону к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Тротуар является одним из элементов дороги. К полномочиям органов местного самоуправления отнесены также организация благоустройства и озеленения территории поселения. Указанные полномочия органов местного самоуправления являются расходными обязательствами муниципальных образований. Допускаемые нарушения непосредственно затрагивают права и законные интересы граждан – жителей Онеги на безопасность.

В судебном заседании прокурор Яковлева В.А. настаивал на удовлетворении иска в полном объеме по заявленным доводам, уточнила требования и указала, что восстановление тротуара и канавы необходимо на улице между домами № 23 и № 33 по нечетной стороне и домами № 24 и № 32 по четной стороне. 29 сентября 2010 г. была проведена проверка органами ГИБДД, в ходе которой установлено, что никакие работы на ул. Сиреневая не проведены.

Представитель ответчика Ш. в судебном заседании не признал исковые требования и указал, что дороги не находится на балансе МО, но вместе с тем в полномочиях органа местного самоуправления содержание дорог в пределах МО. Финансовые средства муниципального образования недостаточны. В первую очередь обеспечиваются работы в центральных районах города, где больше поток граждан. В случае удовлетворения иска просит установить срок исполнения в 2012 году.

Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относятся, в частности, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования (за исключением федеральных и региональных дорог), благоустройство и озеленение территории. Согласно ст. 51 указанного закона РФ органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Ст. 54 предусматривает возможность муниципального заказа по выполнению работ и оказанию услуг для решения вопросов местного значения в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 6 Закона РФ № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 указанного Закона РФ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Статьей 3 Закона РФ № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ…» установлено, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог отнесены сооружения, к которым относятся, в частности, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцем автомобильных дорог может являться, в частности, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). В связи с этим статья 13 указанного Закона РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении таких дорог. Отнесение тротуаров к дорогам осуществляется и другими нормативно-правовыми актами, в частности – Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г. (п.1.2).

Как установлено в судебном заседании, содержание и строительство дорог общего пользования в границах г. Онеги отнесено к вопросам местного значения, что в целом не отрицается представителем МО «Онежское». Дорога, в том числе тротуар, на ул. Сиреневая находится в границах г. Онеги и не отнесена к дорогам федерального и регионального значения. Иного по делу не установлено. Какого-либо муниципального предприятия или учреждения, хозяйственного общества для решения задач строительства и содержания дорог общего пользования в г. Онега не создано. В соответствии с актом выявленных недостатков от 29 сентября 2010 г. на ул. Сиреневая выявлены недостатки в содержании тротуара между домами № 23 и № 33 и домами № 24 и № 32. Установлено недопустимое нарушение продольного и поперечного профиля тротуара, проваливание железобетонных плит в канаву, оба тротуара заросли кустарником, не отвечают требованиям безопасности, ходит по ним невозможно и небезопасно. Согласно письму администрации МО в прокуратуру осмотр тротуара был осуществлен еще в 2008 г. с выездом на место. Согласно указанному письму тротуар на ул. Сиреневая имеет частичные просадки и провалы бетонных плит в связи с износом пролетных строений, дренажная канава из-за недостаточного содержания заросла кустарником, травой, имеются засорения бытовым мусором. Вместе с тем администрация указывает, что в связи с кризисной финансовой ситуацией и дефицитом бюджета она не может предоставить средства на мероприятия в области коммунального хозяйства (л.д.10). Допускаемые нарушения в содержании тротуара наглядно продемонстрированы фотографиями (л.д.14-22), которые позволяют сделать однозначный вывод о том, что ходить по таким тротуарам небезопасно. Неоднократно жители ул. Сиреневая обращались с заявлениями о необходимости проведения работ в МО «Онежское», такие обращения согласно документам имели место с 2008 г. (л.д. 7-8, 11). Из ответа, данного в 2008 г. видно, что администрация была намерена включить восстановление дренажной канавы и тротуара в список работ для внесения в бюджет города в 2009 г. (л.д.12). В последующем сообщалось о невозможности исполнения работ (л.д.9-10).

Таким образом по делу установлено, что администрация МО достоверно знает о необходимости приведения дренажной канавы и тротуара по ул. Сиреневая в надлежащее состояние, намеревалось провести такие работы, однако не сделала этого, исполнение таких работ отнесено к полномочиям администрации МО (вопросы местного значения) и являются расходными обязательствами муниципального образования, неисполнение работ небезопасно для неограниченного круга лиц, и в первую очередь граждан города. Несмотря на то, что в судебном заседании представитель ответчика не признал исковые требования, ранее в письме-отзыве на иск глава МО «Онежское» Попов А.А. согласился с заявленными требованиями (л.д.25). Отсутствие денежных средств не может быть рассмотрена судом в качестве обстоятельства, исключающего возможность удовлетворения заявленного требования в силу установленных вывшее обстоятельств, кроме того законом такая возможность не предоставлена. Иск подлежит удовлетворению. Суд учитывает, что восстановление дренажной канавы (находящейся под тротуаром) неразрывно связано с восстановлением самого тротуара.

Для устранения выявленных недостатков суд находит возможным установление разумного срока в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета на основании ст. 103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие МО «Онежское» по осуществлению ремонта тротуара и восстановлению дренажной канавы на ул. Сиреневая в г. Онеге не законным. Обязать МО «Онежское» в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу восстановить дренажную канаву и тротуар на ул. Сиреневая в г. Онеге между домами № 23 и № 33 по нечетной стороне улицы и домами № 24 и № 32 по четной стороне улицы.

Государственную пошлину в сумме 200 рублей взыскать с МО «Онежское» в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Архангельском областном суде через Онежский городской суд.

Председательствующий Большаков А.Ю.

...

...