Дело № 2-407-10
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Онега 2 ноября 2010 г.Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю.,
при секретаре Кушниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Онежского межрайонного прокурора к МО «Нименьгское» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и о возложении обязанности обеспечить надлежащее теплоснабжение населения согласно установленным законом нормативам,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился с иском к администрации МО «Нименьгское» с требованием о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и о возложении обязанности обеспечить надлежащее теплоснабжение населения согласно установленным законом нормативам, обеспечить котельные нормативным запасом топлива. В судебном заседании прокурор Некрасов Д.С. уточнил заявленные требования и просил о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и о возложении обязанности обеспечить надлежащее теплоснабжение населения согласно установленным законом нормативам.
Свои требования истец обосновал тем, что ответчик осуществляет оказание услуг теплоснабжения населению населенных пунктов Шаста и Нименьга Онежского района Архангельской области с нарушением требований действующего законодательства, теплоснабжение населения отнесено к вопросам местного самоуправления. МУП «Шастинское ЖКХ», ранее занимавшееся теплоснабжением поселков, находится в стадии ликвидации, имущество передано на правах аренды в ООО «Прометей плюс». Муниципальное предприятие для решения вопросов теплоснабжения не создано. 16 сентября 2010 г. проведен конкурс, по результатам которого заключен договор аренды двух котельных и теплосетей п. Нименьга и п. Шаста, ведутся работы по подготовке к отопительному сезону. Паспортов готовности к отопительному сезону нет. На котельных не создан 45-суточный запас топлива в нарушение нормативных требований. В отношении дома № 13 по ул. Лесная в п. Нименьга вообще не проводятся никакие мероприятия. Такие действия администрации грубым образом нарушают права граждан, противоречат действующему законодательству и потому не допустимы.
В судебном заседании прокурор Некрасов Д.С. настаивал на своих требованиях. Дополнительно указал, что в настоящее время запущены две котельные в поселках, тепло в жилые дома подается. Вместе с тем в отношении котельной в доме № 13 по ул. Лесная в п. Нименьга так ничего и не делается. Люди продолжают оставаться без тепла, администрация бездействует. Просит удовлетворить заявленное требование.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, администрация просит рассмотреть дело без участия представителя МО.
Заслушав прокурора Некрасова Д.С., исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится организация теплоснабжения населения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 того же закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
Согласно ч. 4 ст. 8 Закона РФ от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства. Такое предприятие МО не создало, объекты энергоснабжения переданы по договору аренды в ПКТС не целиком.
Согласно п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ 24 марта 2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Из п. 4 Инструкции об организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденных приказом Минэнерго России от 4 сентября 2008 № 66 следует, что неснижаемый нормативный запас топлива на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Согласно п. 12 той же инструкции неснижаемый нормативный запас твердого топлива для электростанций и котельных, сжигающих уголь, мазут и дизельное топливо, обеспечивает работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток, а для тепловых электростанций и котельных, сжигающих газ, - трех суток. Никаких иных обязательных показателей инструкция не устанавливает. Согласно п. 38 Инструкции для котельных, работающих на местных видах топлива ННЗТ не устанавливается.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 1 августа 2010 г. МО указывало на необходимость создания не снижаемого запаса твердого топлива для котельных, который должен составлять 120 кубометров дров (л.д.9). 27 августа 2010 г., в период подготовки к отопительному сезону прокурор вынес в адрес МО предостережение о недопустимости нарушений федерального законодательства, поскольку уже в то время начала складываться критическая ситуация по подготовке муниципального образования к зиме (л.д.13-15). 11 августа 2010 г. заместитель главы МО указал в своем объяснении, что к началу отопительного сезона МО будет готово, будет создан неснижаемый запас топлива (л.д.16). 27 августа в своем объяснении он уже указывает на то, что нормативный неснижаемый запас топлива создан не будет ввиду отсутствия площадей для складирования, котельные к 1 сентября подготовлены не будут (л.д.17). Система теплоснабжения надлежащим образом к зиме подготовлена не была, нормативный запас топлива не создан, хотя план мероприятий по подготовке к зиме был утвержден главой МО еще 30 апреля 2010 г. (л.д.18). Своим постановлением от 18 сентября 2010 г. глава МО «Нименьгское» установил срок начала отопительного сезона с 28 сентября 2010 г. (л.д.19). В настоящее время осуществляется теплоснабжение поселков, за исключением дома № 13 по ул. Лесная в п. Нименьга. Данный факт уже сам по себе говорит о том, что надлежащим образом теплоснабжение поселка Нименьга на территории МО не организовано. Материалами дела подтверждена значительная работа по подготовке МО к отопительному сезону – на основании проведенного аукциона (л.д.62-63) заключен договор с ООО «ПКТС», которое занимается вопросами теплоснабжения (л.д.42-47,), заключено трехсторонне Соглашение между Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области, МО «Онежский муниципальный район» и МО «Нименьгское» о предоставлении субсидии для подготовки к зиме (л.д.50-54). Между тем фактически такие действия явно не достаточны для обеспечения надлежащего теплоснабжения поселков. Несмотря на все принимаемые меры в полной мере отопление жилищного фонда на территории МО так и не осуществляется. Суд учитывает, что для обеспечения устойчивого теплоснабжения запас топлива необходим, что признается ответчиком.
Таким образом, ответчиком при осуществлении деятельности, связанной с оказанием услуг теплоснабжения населению, не соблюдаются требования законодательства, предъявляемые к данной деятельности, не создан необходимый запас топлива, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества в связи с чем, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Поскольку дальнейшее затягивание разрешения вопросов надлежащего теплоснабжения является не допустимым, суд находит необходимым обратить настоящее решение по делу к немедленному исполнению.
Государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит, поскольку он освобожден от её уплаты на основании п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Нименьгское» в части не обеспечения надлежащего теплоснабжения на территории МО незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Нименьгское» организовать в границах муниципального образования надлежащее теплоснабжение населения согласно установленным законом нормативам.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Онежский городской суд.
Председательствующий Большаков А.Ю.