О признании действий администрации незаконными и отмене решения об отказе в постанволке на учет



Дело № 2-434-10

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Онега 1 ноября 2010 г.

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Большакова А.Ю.

при секретаре Пешехоновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онежского межрайонного прокурора в интересах Ц. к администрации МО «Кодинское» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязывании к отмене принятого решения и повторному рассмотрению заявления Ц.,

УСТАНОВИЛ:

Онежский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Ц. с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязывании к отмене принятого решения и к повторному рассмотрению заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обосновывая свои требования прокурор указал, что ... в администрацию МО «Кодинское» от Ц. поступило заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. По результатам рассмотрения заявления жилищной комиссией было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основанием отказа стали те обстоятельства, что Ц. не является малоимущей, зарегистрирована в трехкомнатной приватизированной квартире. При проведении проверки по обращению Ц. в прокуратуру было установлено, что подтверждающая принятое МО Кодинское» решение информация отсутствует. Решение об отказе принято на основании догадок и предположений. Документы, подтверждающие отнесение Ц. к категории малоимущих не обсуждались. Обследование трехкомнатной приватизированной квартиры, в которой проживала Ц., на предмет пригодности для проживания не производилось. На момент проживания в указанной квартире Ц. не являлась членом семьи, что свидетельствует об отсутствии жилого помещения у членов семьи ФИО5. в собственности или по договору социального найма. Основания для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении установлены ст. 54 ЖК РФ, установленный данной статьей перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем основанием для отказа в постановке на учет Ц. послужило не признание Ц. малоимущей и ее проживание в приватизированной квартире. Администрация МО нарушила норму ст. 54 ЖК РФ, чем затруднила Ц. доступ на получение жилого помещения.

В судебном заседании помощник Онежского межрайонного прокурора Гузев С.Ю. настаивала на удовлетворении иска по указанным доводам.

Ц. в судебном заседании поддержала требование прокурора. Указала, что проживает в квартире зятя в настоящее время, квартира приватизирована на имя зятя. Места в ней явно недостаточно. Отношения с зятем плохие. Фактически она не имеет никакого жилья, не имеет возможности его приобретения. Такая ситуация для вынужденная, поскольку ранее проживала с мужем, но тот все пропивал и она не могла проживать с ним. Окончательно порвала с ним отношения, но в результате оказалась без жилья. Была ранее также зарегистрирована в квартире гражданского мужа, который погиб в июле 2010 г. и по требованию сына-наследника ей пришлось сняться с учета. Вынуждена жить без собственного жилого помещения.

Представитель МО «Кодинское» в судебное заседание не явился. Представлен отзыв, в котором глава МО признает, что при рассмотрении заявления Ц. были допущены нарушения, которые будут исправлены. Просит рассмотреть дело без своего участия. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по определению суда дело рассмотрено без участия представителя МО «Кодинское».

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Статьей 14 ЖК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Статьей 14 Закона РФ № 131 ФЗ от 6 октября 2003 г. установлено, что вопросам местного значения поселения относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, в частности гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Основания для отказа в постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении установлены ст. 54 ЖК РФ. К таким основаниям относятся:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

В судебном заседании установлено, что Ц. ... обратилась в администрацию МО «Кодинское» с заявлением о выделении жилья. В обоснование заявления указала, что своего жилья не имеет, проживала с гражданским мужем, но тот умер. Жила в квартире зятя, но с ним в плохих отношениях и они просят съехать. Согласно протоколу ... заседания жилищно-бытовой комиссии при МО «Кодинское» от 1 сентября 2010 г. Ц. отказано в предоставлении жилья, поскольку она проживает в приватизированной квартире, прописана, не малоимущая (л.д.10). 9 сентября 2010 г. Ц. обратилась с жалобой в прокуратуру (л.д.7). При проведении проверки прокурор потребовал от главы МО «Кодинское» предоставления документов, на основании которого было принято решение об отказе в постановке на учет Ц. в качестве нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения (л.д.11-12). В письме прокурору глава МО указывает, что Ц. не является малоимущей, прописана в трехкомнатной приватизированной квартире (одна), она сама выписалась из своей двухкомнатной квартиры, где проживала с мужем ..., а затем многократно перепрописывалась по разным квартирам. Из указанного ответа следует вывод о том, что обстоятельства, с которыми закон связывает возможность или невозможность постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при рассмотрении заявления не исследовались (л.д.13, 14). Данный факт не отрицается в судебном заседании (подтвержден представленным отывом). Помимо этого, само решение вынесено без учета требований закона об отказе в постановке на учет, в связи с чем его нельзя признать законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах суд находит заявление подлежащим удовлетворению. Решение, принятое без учета положений закона, регламентирующих процедуру принятия, основания для отказа, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем такое решение подлежит отмене. Суд удовлетворяет также требование прокурора о повторном рассмотрении заявления в связи с обязыванием к отмене прежнего решения. При новом рассмотрении заявления Ц. следует учесть положения закона, истребовать необходимые документы, исследовать их, провести необходимые для разрешения заявления действия при необходимости, рассмотреть заявление в соответствии с требованиями закона, вынести законное и обоснованное решение.

Государственная пошлины на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Онежского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным отказ МО «Кодинское» в постановке Ц. на учет нуждающихся в жилом помещении.

Обязать МО «Кодинское» отменить принятое решение об отказе Ц. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также повторно рассмотреть заявление Ц. с учетом требований Жилищного Кодекса РФ о порядке признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Государственную пошлину в сумме 200 рублей взыскать с МО «Кодинское» в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Онежский городской суд.

Председательствующий Большаков А.Ю.