Дело № 2-365-10
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Онега 12 ноября 2010 г.
Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Большакова А.Ю.
при секретаре Кушниковой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия администрации в части организации дошкольного образования на территории района, к обязыванию администрации МО организовать дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях (обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Онежского муниципального района),
УСТАНОВИЛ:
Онежский межрайонный прокурор обратился в Онежский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия должностных лиц МО «Онежский муниципальный район» в части организации дошкольного образования на территории района, обязывании в срок до 31 декабря 2010 г. организовать 236 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. В процессе производство по делу заявленные требования прокурором были уточнены. Прокурор просит о признании незаконным бездействия администрации в части организации дошкольного образования на территории района, к обязыванию администрации МО организовать дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях. Фактически прокурор просит об обеспечении общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Онежского муниципального района.
В ходе проверки по соблюдению прав граждан на получение дошкольного образования, соблюдения санитарно-эпидемиологических нормативов в муниципальных дошкольных учреждениях, проведенной прокуратурой, выявлено непринятие со стороны органа местного самоуправления должных мер в данной сфере. Охват детей дошкольным образованием составляет 63,9 %. Плановая наполняемость групп составляет 1140 человек (с группами кратковременного пребывания – 1220 человек). Фактическая наполняемость 1362 человека. В очереди на поступление в дошкольные учреждения стоит 838 человек, в том числе дети до 3 лет – 746 человек, от 3 до 5 лет – 86 человек, от 5 до 7 лет – 6 человек. Фактическая наполняемость превышена в 9 детских садах, очередь в детские дошкольные учреждения сохранена и после 1 сентября 2010 г. В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей со стороны МО значительное количество детей на территории района не получают дошкольного образования. Нарушаются и интересы родителей, которые вынуждены постоянно находиться дома со своими детьми, лишаясь при этом возможности работать, что ухудшает их материальное положение.
В судебном заседании прокурор Гузев С.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании – С. исковые требования не признал. Указал, что проектная наполняемость – это число мест, которое планировалось при постройке детских садов. МО принимает меры, направленные на удовлетворение потребностей населения в детских дошкольных учреждениях. Были открыты группы кратковременного пребывания детей, что позволило сократить очередь. В систему дошкольного образования возвращена часть здания МДОУ «Детский сад № 4 «Солнышко», положительно решен вопрос о возвращении детского сада «Сказка», решается вопрос о возвращении детского сада «Родничок». Посещаемость детских садов низкая. Фактической переполняемости групп поэтому нет. Списочный состав детских садов – 1069 человек, а посещают детсады ежедневно в среднем 716 человек. Разработана муниципальная программа. Решается вопрос о строительстве новой школы в поселке лесозавода 32-33, что позволит освободить бывшее здание детского сада, занятого в настоящее время школой. С. в судебном заседании поддержал представитель Е.
Представитель МО «Покровское» П. в судебном заседании пояснил, что на территории МО имеется очередь в детский сад в количестве 25 человек и разрешить проблему в настоящее время имеющимися средствами не представляется возможным.
Представители 3 лиц на стороне ответчика – МО «Онежское», МО «Малошуйское», МО «Порожское», МО «Кодинское», МО «Нименьгское», МО «Чекуевское» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, по определению суда дело рассмотрено без участия представителей МО.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста руководитель Онежского территориального отдела Роспотребнадзора О. указал, что в настоящее время требования СанПиН, вступившие в действие с 1 октября 2010 г. еще более ужесточили требования к дошкольным детским учреждениям. Что касается существующей проблемы, то считает, что прокурором не указаны конкретные пути решения проблемы. Пояснил, что в настоящее время по российской и общемировой практике уже признано, что ясельные группы для детей до 3 лет фактически не функционируют в силу детской физиологии, частой заболеваемости, карантинов. Новый СанПин предполагает разделение детских садов по типам в зависимости от наличия определенных групп детей, допускает создание групп кратковременного пребывания детей и семейных групп.
Заслушав стороны, третье лицо, специалиста, исследовав представленные материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации провозглашено право каждого на образование, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Статьей 18 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Орган местного самоуправления вправе создавать муниципальные образовательные учреждения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» и п.11 ч.1 ст.15 Закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Пунктом 10 статьи 6 Устава муниципального образования «Онежский муниципальный район» к вопросам местного значения Онежского муниципального района отнесена, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Онежского муниципального района.
Судом установлено, что на территории МО «Онежский муниципальный район» за период с 2008 по 2010 годы новые дошкольные образовательные учреждения в эксплуатацию не вводились. Письмом Управления образования МО «Онежский муниципальный район» прокурору указано общее состояние дошкольного образования в Онежском районе – охват детей составляет 63,9 %, плановая наполняемость дошкольных образовательных учреждений 1140 человек, фактическая наполняемость на 1 мая 2010 г. составила 1362 человека, количество детей в очереди – до 3 лет 746 человек, от 3 до 5 лет 86 человек, от 5 до 7 лет 6 человек (л.д.8). Согласно информации ТО «Роспотребнадзор» наполняемость по спискам групп в большинстве детских садов района превышает плановую наполняемость (л.д.9). В 1992 г. в Онежском районе функционировало 61 детское дошкольное образовательное учреждение, в настоящее время таких учреждений в районе – 15, на 1 сентября 2010 г. в очереди для устройства детей в ДОУ Онежского района – 838 человек (л.д.16-21). Постановлением администрации МО «Онежский муниципальный район» № 168 от 15 марта 2010 г. утверждена Программа развития муниципальной системы дошкольного образования Онежского муниципального района на 2010-2012 годы. Согласно указанной программе на реконструкцию дошкольных образовательных учреждений, возврат в сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений зданий бывших детских садов запланированы затраты в сумме 20000 тысяч рублей, все денежные средства на 2012 год, на создание 30 социальных мест в ДОУ запланировано 550 тысяч рублей, в 2011 г. – 250 тысяч рублей, в 2012 г. – 300 тысяч рублей (л.д.25-26). В настоящее время решается вопрос о передаче корпуса ГОУ АО «Онежский детский дом» в безвозмездное пользование МО «Онежский муниципальный район» (л.д.27, 32). В указанном здании планируется создание детского сада (ранее здание использовалось как детский сад). Согласно представленным документам в апреле проведен контроль заболеваемости и посещаемости детских садов его воспитанниками и установлено, что средний показатель пропущенных дней по болезни составил в 1 квартале 2010 г. 11 %, пропущенных по другим причинам дней – 17 % (л.д.30-31). Работы по реконструкции имеющихся и строительству новых детских садов предусматривалась программой комплексного социально-экономического развития МО «Онежский муниципальный район» на 2008-2010 г. (л.д.33-35). Ответчиком в дело представлены платежные поручения в подтверждение проводимых работ по строительству новой школы в г. Онеге, ввод в эксплуатацию которой позволит освободить здание, в котором ранее располагался детский сад (л.д.48-51).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что принимаемые меры по организации дошкольного образования на территории района являются явно недостаточными, поскольку они не обеспечивают прав граждан на получение дошкольного образования в полном объеме, предполагая возможность получения такого образования не всеми нуждающимися в нем гражданами. Фактически же администрацией района не исполняется обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Онежского муниципального района.
Конкретные меры по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования орган местного самоуправления должен определять самостоятельно.
В тоже время местное самоуправление является одной из форм народовластия, выступает реальным осуществлением общезначимых задач под свою ответственность и в интересах собственного населения.
По причине этого МО «Онежский муниципальный район» обязано выполнять надлежащим образом возложенную на него задачу в сфере дошкольного образования. Суд учитывает, что прокурор, ставя вопрос о создании дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях фактически ставит вопрос о возложении на ответчика обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного образования, поскольку именно создание новых мест позволит обеспечить такую доступность.
Для исполнения решения суда суд устанавливает срок до 1 сентября 2011 г. Суд полагает нецелесообразным применение срока до 1 мая 2011 г., как о том просит прокурор по следующим основаниям. Как указал представитель ответчика С. к 1 сентября 2011 г. планируется ввод в строй нового детского сада, что позволит в значительной мере разрешить возникшую проблему. Кроме того общеизвестно, что началом учебного цикла в РФ является 1 сентября каждого года, отступать от данного правила по делу не имеется необходимости.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в части организации дошкольного образования на территории района незаконным.
Обязать МО «Онежский муниципальный район» обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Онежского муниципального района (организовать дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях) в срок до 1 сентября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Архангельском областном суде через Онежский городской суд.
Председательствующий Большаков А.Ю.