Об обязывании ликвидировать нарушения в содержании дорог



Дело № 2-422-10

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

15 ноября 2010 г. г. Онега

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю.,

при секретаре Кушниковой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Онежское» о возложении обязанности по ликвидации нарушения содержания дорог в г. Онега,

УСТАНОВИЛ:

Онежский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МО «Онежское» о возложении обязанности по ликвидации нарушения в содержании дорог в г. Онега путем устранения нарушения покрытия проезжей части в виде выбоин и просадок по ул. Победы от пр. Ленина до пр. Октябрьский. В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой совместно с ОГИБДД Онежского ГРОВД проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения требований по содержанию дорог в г. Онега. Так, 21 сентября 2010 г. при проведении проверки УДС в г. Онега при обследовании дорог были выявлены нарушения требований ГОСТа Р 50597 – 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требований к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно на всем протяжении участка дороги по ул. Победы от пр. Октябрьский до пр. Ленина имеются просадки и выбоины, превышающие предельно допустимые значения 15Х60Х5 (см). Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования отнесено к вопросам местного значения. Указанным Законом РФ также установлено, что для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, а также выступают заказчиками на выполнение работ и услуг, связанных с вопросами местного самоуправления. Содержание и строительство дорог местного значения, кроме того, отнесено к вопросам местного значения и Уставом МО «Онежское». 24 мая 2010 г. администрация МО «Онежское» заключила договор подряда (муниципальный контракт) на выполнение работ по ямочному ремонту дорожного покрытия в г. Онега на 2010 г. Однако в предмет данного договора, в частности, не были внесены объекты дорог по ул. Победы от пр. Ленина до пр. Октябрьский, являющимися объектами, не отвечающими требованиям безопасности дорожного движения. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по содержанию дороги приводит к нарушению прав и законных интересов в области безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц на территории города.

В судебном заседании помощник прокурора Гузев С.Ю. настаивал на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в иске. Указал, что полагает возможным установление срока для устранения недостатков до 1 сентября 2011 г.

Представитель ответчика администрации МО «Онежское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела администрация МО уведомлена надлежащим образом, имеется расписка в получении повестки, по определению суда дело рассмотрено без участия представителя ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 14 Федерального Закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное полномочие включает в себя содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования (за исключением федеральных и региональных дорог).

Согласно ст. 51 указанного Федерального закона РФ органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Статьей 54 закона предусмотрена возможность муниципального заказа по выполнению работ и оказанию услуг для решения вопросов местного значения в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 6 Федерального Закона РФ № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 указанного Федерального закона РФ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. По аналогии закона такая же обязанность возложена и на органы местного самоуправления.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью. Установлены предельно допустимые повреждения покрытия и сроки их ликвидации в зависимости от группы дорог (п. 3.1.1). Вместе с тем установлены и предельные размеры просадок, выбоин и т.п. (п. 3.1.2). Они не могут превышать по длине 15 см., по ширине 60 см, по глубине 5 см.

Как установлено в судебном заседании, содержание и строительство дорог общего пользования в границах г. Онеги отнесено к вопросам местного значения, что предусмотрено законодательством, а также Уставом МО (пп.5 п.9 Устава – л.д.29). ул. Победы от пр. Октябрьский до пр. Ленина находится в границах г. Онеги и не отнесена к дорогам федерального и регионального значения. Иного по делу не установлено. 24 мая 2010 г. между МУ «Администрация МО «Онежское» и ОАО «Онежское дорожное управление» был заключен муниципальный контракт № 3 на выполнение работ по ямочному ремонту дорожного покрытия в г. Онега. Однако в предмет данного договора, в частности, не были внесены объекты дорого по ул. Победы от пр. Ленина до пр. Октябрьский, являющимися объектами, не отвечающими требованиям безопасности дорожного движения (л.д. 11-24). В соответствии с актом выявленных недостатков в содержании дорог от 21 сентября 2010 г. установлено, что на всем протяжении участка проезжей части ул. Победы от пр. Октябрьский до пр. Ленина имеются просадки и выбоины, длиной 15 метров, шириной 60 сантиметров, глубиной 6 сантиметров (л.д. 7-8). Установленные дефекты в значительной мере превосходит предельно допустимые размеры выбоин, установленные ГОСТом, в связи с чем обязывание к устранению таких дефектов является безусловным и в данной части иск подлежит удовлетворению.

Для устранения выявленных недостатков суд находит возможным установление разумного срока до 1 сентября 2011 г. Принимая такое решение, суд учитывает, что размеры выбоин значительно превосходит по площади 2.5 кв. м., для которого установлен предельный срок для устранения недостатков – 10 суток. Для выбоин большего размера такой срок не устанавливается. Выполнение работ в условиях г. Онеги возможно только при установившейся положительной среднесуточной температуры воздуха по установленной технологии. В зимний и весенний период такие работы невозможны.

В соответствии со ст. 333.36 п.19 МО «Онежское» освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование Онежского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать МО «Онежское» устранить выбоины и просадки в дорожном покрытии по улице Победы от проспекта Ленина до проспекта Октябрьский в срок до 1 сентября 2011 г.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Архангельском областном суде через Онежский городской суд.

Председательствующий Большаков А.Ю.