О включении периода работы для присвоения звания Ветеран труда Архангельской области



Дело № 2-497-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Онега 22 декабря 2010 г.

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю.

при секретаре Пешехоновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по Онежскому району» о включении в специальный стаж работы, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» периодов работы на Украине с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., со ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., а так же периоды, когда она состояла на учете в качестве безработной с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... и об обязывании к направлению документов А. для присвоения ей звания «Ветеран труда Архангельской области».

УСТАНОВИЛ:

А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по Онежскому району» (далее по тексту – ГУ ОСЗН) о включении в трудовой стаж для присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» периодов работы на Украине с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., со ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., а также периодов, когда она состояла на Украине в центре занятости населения на учете в качестве безработной с ... по ..., с ... по ..., с ... по ..., с ... по ... – всего 4 года 5 месяцев 22 дня и возложении обязанности по направлению документов на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области».

В обоснование иска указала, что в декабре 2009 г. она обратилась в ГУ «ОСЗН» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области», в чем было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого стажа работы для его присвоения. Вместе с тем, периоды работы на Украине ответчик при разрешении заявления не учел. При их зачете необходимый стаж работы для присвоения требуемого звания у нее был выработан, что привело к нарушению ее социальных прав.

В судебном заседании А. поддержала иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала, что звание «Ветеран труда Архангельской области» ей назначено, но выплаты приостановлены. В ГУ УПФ РФ с заявлением о включении в стаж периодов работы с 2002 по 2006 годы она обращалась, пенсия ей назначена с 31 января 2007 г., но эти стажи не вошли в стаж для назначения пенсии. Решение она не оспаривала.

Представитель ответчика ГУ ОСЗН И. в судебном заседании не признала исковые требования и указала, что звание истцу присвоено, но выплаты приостановлены. ГУ не имеет никаких полномочий для определения стажа для присвоения званий. Для этого пользуются базой ГУ УПФ РФ в Онежском районе.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования А. не подлежащими удовлетворении.

Как установлено в судебном заседании, А. является получателем трудовой пенсии по старости. На основании пенсионного дела, представленного учреждением Пенсионного фонда суммарная продолжительность ее работы, включенная в трудовой стаж по состоянию на 1 июня 2001 года, составила 28 лет 6 месяцев 26 дней. В трудовой стаж истицы для назначения трудовой пенсии по старости не включен период работы с 2002 по 2006 года на Украине, который по мнению истицы подлежит учету при признании права на присвоения ей звания «Ветеран труда Архангельской области». Необходимые документы для включения в стаж указанного периода А. представляла, однако периоды не вошли в стаж.

При обращении в декабре 2009 года к ГУ «ОСЗН по Онежскому району» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области», А. было разъяснено об отсутствии права на его присвоение по основанию недостаточности установленного законом стажа работы для его присвоения.

В силу пункта «ж» части 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ст. 7 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

19 марта 2008 года Архангельским областным Собранием депутатов принят Закон Архангельской области № 488-25ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда». 12 ноября 1997 г. также был принят областной закон № 51-12-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» отдельным категориям граждан». Согласно ст. 1 указанного Закона Звание "Ветеран труда Архангельской области" присваивается гражданам, имеющим суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости, не менее 35 календарных лет для мужчин и не менее 30 календарных лет для женщин.

Звание "Ветеран труда Архангельской области" присваивается гражданам, проживающим на территории Архангельской области, при условии, что не менее 12 лет 6 месяцев страхового стажа, учитываемого для назначения трудовой пенсии по старости, для мужчин и не менее 10 лет указанного страхового стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Архангельской области.

В исполнение указанного Закона Постановлением администрации Архангельской области № 222-па/35 от 7 октября 2008 года был утвержден Порядок присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области».

В соответствии с п.2 раздела 2 указанного Порядка звание «Ветеран труда Архангельской области» имеют граждане, проживающие на территории Архангельской области, имеющие суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости для мужчин не менее 35, а для женщин не менее 30 календарных лет при условии, что не менее 12лет 6 месяцев страхового стажа, учитываемого для назначения трудовой пенсии по старости, для мужчин и 10 лет указанного страхового стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Архангельской области.

Обязанность проверки документов лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» по Положению возлагается на Государственное учреждение социальной защиты населения, которое обязано принять решение о соответствии или несоответствии предъявленных документов для присвоения соответствующего звания. При соответствии документов присвоению звания обязано включить такое лицо в список лиц, претендующих на присвоение звания и вместе с документами направить его исполнительный орган.

Присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» производится на основании распоряжения главы администрации Архангельской области. На его основании Управление социальной защиты населения выдает удостоверение «Ветеран труда Архангельской области».

Для присвоения звания лицо, претендующее на его получение представляет документы:

1. подтверждающие проживание на территории Архангельской области;

2. суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости, не менее 35 календарных лет для мужчин и не менее 30 календарных лет для женщин;

3. наличие страхового стажа, учитываемого для назначения трудовой пенсии по старости, не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин и не менее 10 лет для женщин, приходящегося на период работы и (или) иной деятельности на территории Архангельской области.

Согласно ч.1,3 ст.3 Закона РФ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из ст.10 Федерального Закона следует, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 11 Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Закона, засчитывается период получения пособия по безработице.

Из искового заявления А. и ее пояснений в судебном заседании следует, что она просила суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы на Украине с 2002 по 2006 годы.

При рассмотрении дела не может быть применено Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», поскольку указанное Соглашение применяется при регулировании иных отношений. Статьей 1 указанного Соглашения установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Законодательство РФ о пенсионном обеспечении предусматривает возможность учета стажа при назначении пенсий в случаях уплаты страховых взносов в ПФ РФ. Пенсионным делом установлено, что за период работы А. на Украине такие взносы в ПФ РФ не перечислялись, поэтому указанные периоды в стаж для назначения пенсии А. не учитывались. Такое решение не оспаривалось А., пенсия ей назначена без учета стажа работы на Украине. Ею не представлены документы, подтверждающие стаж работы свыше 30 лет.

Таким образом, поскольку законом установлена обязанность учета со стороны ответчика страхового стажа, учитываемого для назначения трудовой пенсии по старости, но не предусмотрена обязанность самостоятельно устанавливать такой стаж, то требование истца о включении периода работы на Украине не может быть удовлетворено. Истец не представила в уполномоченный орган документы, объективно свидетельствующие о ее праве на присвоение звания, поскольку ее общий признанный стаж работы при назначении пенсии не превышает 29 лет, а он недостаточен для присвоения звания и направления документов для присвоения такого звания.

В удовлетворении заявления об обязывании к направлению документов для присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» суд отказывает также потому, что фактически ответчик ранее направил документы А. на присвоение ей звания и такое звание А. присвоено, что подтвердили стороны в судебном заседании. Суд рассматривает иск только в рамках заявленных требований, А. поддержала в судебном заседании только первоначально заявленные требования. Вопрос о не предоставлении мер социальной поддержки не является предметом рассмотрения, поскольку такие требования истцом не заявлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

А. в удовлетворении иска к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по Онежскому району» о включении в стаж работы, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» периодов работы на Украине, возложении обязанности по направлению документов для присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Онежский городской суд в 10-дневный срок со дня вынесения.

Председательствующий: Большаков А.Ю.