О защите избирательных прав



Дело № 2- 90/11 стр. 10

Мотивированное решение

составлено 07.02.2011 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Онега 4 февраля 2011 г.

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Кожухова С.А.

при секретаре Лукьяновой Н.Н.,

с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Некрасова Д.С.,

заявителя Л.,

представителя заявителя Н.,

председателя Онежской территориальной избирательной комиссии П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Онеге Архангельской области гражданское дело по заявлению Л. об отмене постановления Онежской территориальной избирательной комиссии № 35 от 27.01.2011 года об отказе в регистрации его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Онежское»,

УСТАНОВИЛ:

Л. обратился в суд с иском к Онежской территориальной избирательной комиссии (далее - Комиссия). В обоснование иска указал, что Комиссия отказала ему в регистрации его кандидатом на должность главы МО «Онежское». Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что комиссия признала недействительными 7 подписей избирателей (10,14 % от общего количества), отобранных для проверки в подписных листах №№ 7, 15, 18. В подписном листе № 15 признаны недействительными все 5 подписей в связи с тем, что не указаны все сведения о лице, собирающем подписи – не указаны его имя и отчество, а только инициалы. В подписном листе № 7 признана недействительной подпись Ю. в связи с имеющимся неоговоренным исправлением в дате проставления подписи. В подписном листе № 18 признана недействительной подпись М., поскольку в подписном листе в качестве документа удостоверяющего его личность вместо паспорта указан военный билет. С решением Комиссии Л. не согласен, полагает, что допущенные нарушения не являются существенными, при возникновении сомнений Комиссия должна была воспользоваться помощью экспертов, а все неразрешимые сомнения должны трактоваться в его пользу. Просит отменить решение Комиссии, обязать Комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы МО «Онежское», а также взыскать процессуальные издержки.

В судебном заседании Л. и его представитель Н. настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.

Председатель Онежской территориальной избирательной комиссии П. с требованиями Л. не согласилась, пояснила, что Л. неверно трактует понятия недостоверная и недействительная подпись. В соответствии с п. 8 ст. 45 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» от 8 ноября 2006 г. № 268-13-ОЗ (ред. от 29.10.2010) (далее - Закон Архангельской области) недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта. Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе признается недействительной избирательной комиссией на основании п. 9 ст. 45 Закона Архангельской области. Привлечение экспертов в этом случае не требуется. В подписном листе № 15 помимо имени и отчества лица, собирающего подписи, не указана также и дата его рождения, что не позволяет установить, достигло ли данное лицо 18 лет и, соответственно, имеет ли право на сбор подписей. Указанные нарушения явились основанием для признания всех 5 подписей в подписном листе недействительными. Неоговоренное исправление цифр с 11 на 20 в строке 4 подписного листа 7 в соответствии с п.п. 3 п. 9 ст. 45 Закона Архангельской области являлось основанием для признания данной подписи недействительной, что и было сделано Комиссией. Военный билет является документом, заменяющий паспорт гражданина для лиц, проходящих военную службу. М. к таким лицам не относится и обязан был предъявить паспорт. Его подпись также признана недействительной. Таким образом, среди подписей избирателей, отобранных для проверки, выявлено 10,14 % недействительных подписей (7 из 69), на основании чего в регистрации кандидата на должность главы МО «Онежское» Л. было отказано. Кроме того, Л. был дважды осуждён за совершение преступлений по ч. 3 ст. 160 УК РФ, то есть имеет две неснятые судимости, а в подписных листах указана только одна судимость, что также является нарушением избирательного законодательства. Л. осужден к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, и в силу п. 3.1 ст. 3 Закона Архангельской области не может быть зарегистрирован в качестве кандидата ни при каких условиях. Считает решение комиссии законным и обоснованным, в удовлетворении требований Л. просит отказать.

Помощник Онежского межрайонного прокурора Некрасов Д.С. в судебном заседании полагал, что постановление Онежской территориальной избирательной комиссии является законным, дополнительно пояснил, что Л. обращался в прокуратуру с жалобой на действия Комиссии. При проверке жалобы было установлено, что фактически сбор подписей в поддержку кандидата Л. в подписном листе № 7 осуществляло не то лицо, которое заверяло данный подписной лист, что является основанием для признания всех подписей в данном листе недействительными.

Свидетель Ж. пояснила, что подписи в подписном листе № 15 она собирала сама, сама заверяла подписной лист. Своё имя и отчество в листе не указала в связи с незнанием Закона.

Заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Некрасова Д.С., полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.75 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», вид судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Поскольку требования Л. сводятся к обжалованию постановления Онежской территориальной избирательной комиссии, данные требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 26 ГПК РФ.

В судебном заседании установлено следующее. Рабочей группой проверено 69 подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата на должность главы МО «Онежское» Л., из которых недействительными были признаны 7 подписей (10,14 %). Причинами признания подписей недействительными явились:

· в подписном листе № 15 сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме (не указаны имя и отчество, дата рождения). Признаны недействительными все 5 подписей в листе;

· в строке 4 подписного листа № 7 неоговоренное исправление в дате заполнения цифр с 11 на 20;

· в подписном листе № 18 избирателем М. указан ненадлежащий документ, удостоверяющий личность гражданина (военный билет) и не содержащий адрес его места жительства.

Указанные обстоятельства подтверждаются протокол выборки подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей (л.д.8), протоколом рабочей группы об итогах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата на должность главы МО «Онежское» Л. от 25 января 2011 г. (л.д. 9), ведомостью проверки рабочей группой подписных листов с подписями избирателей (л.д.10).

Согласно п.п. 5, 7 п. 9 ст. 45 Закона Архангельской области недействительными считаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями; все подписи в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (п. 8 ст. 41 Закона Архангельской области).

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов (п. 9 ст. 41 Закона Архангельской области).

В соответствии с подпунктами «д», «е» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, а также сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии в пунктом 2.1 статьи 33 указанного Федерального закона.

Таким образом, имеющееся в строке 4 подписного листа № 7 неоговоренное исправления даты внесения подписи является основанием для признания её недействительной согласно подпункту 5 пункта 9 статьи 45 Закона Архангельской области.

Отсутствие в подписном листе сведений об имени и отчестве, а также о дате рождения лица, собирающего подписи, не позволяют удостоверить личность данного лица, что является существенным нарушением закона и в силу подпункта 7 пункта 9 статьи 45 Закона Архангельской области влечет признание всех подписей в подписном листе недействительными.

Использование гражданином вместо паспорта военного билета не позволяет проверить наличие у него активного избирательного права в избирательном округе, в котором выдвинут кандидат Л., и на основании п. 9 ст. 41 Закона Архангельской области влечет признание подписи недействительной.

Привлечение экспертов для признания подписей недействительными не требуется, поскольку комиссией проверяется не их подлинность, а соблюдение процедуры их сбора, для чего специальные познания не нужны.

Доводы Л. о несущественности допущенных нарушений не основаны на законе и отвергаются судом.

7 подписей избирателей, указанные в подписных листах кандидата Л., являются недействительными, что составляет 10,14 % от общего количества подписей отобранных для проверки. Указанное обстоятельство является основанием отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Кроме того, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления (подпункт «а» пункта 3.2 статьи Федерального закона № 67-ФЗ). Аналогичная норма содержится в п. 3.1 ст. 3 Закона Архангельской области.

Л. дважды осуждён к лишению свободы за тяжкие преступления и в силу закона не имеет права принимать участие в выборах в качестве кандидата.

Совокупность допущенных Л. нарушений позволяла территориальной избирательной комиссии отказать ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Онежское». Комиссией принято законное, обоснованное, в пределах своей компетенции решение, которое отмене или изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Л. в удовлетворении заявления об отмене решения Онежской территориальной избирательной комиссии № 35 от 27.01.2011 года об отказе в регистрации его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Онежское», возложении обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы МО «Онежское», взыскании процессуальных издержек отказать.

Решение в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда с подачей жалобы через Онежский городской суд.

Председательствующий С.А. Кожухов.