Об обязывании ликвидировать нарушение в содержании дорог



Дело № 2-261-11

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

23 мая 2011 г. г. Онега

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю.,

при секретаре Пешехоновой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кодинское» о возложении обязанности по ликвидации нарушения содержания дорог,

УСТАНОВИЛ:

Онежский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МО «Кодинское» о возложении обязанности по ликвидации нарушения в содержании дорог, а именно – обязать администрацию МО привести состояние моста через реку Сухая Вычера, находящегося в границах МО, в соответствие с установленными стандартами, техническими нормами, путем устранения выявленных нарушений, а именно – устранить сквозные разрушения продольного и поперечного настила, закрепить колесоотбой, произвести ремонт деревянных свай в местах сопряжения с поперечным настилом, установить ограничивающие и запрещающие знаки.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой совместно с ОГИБДД Онежского ГРОВД проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения требований по содержанию моста через реку Сухая Вычера в п. Кодино. Так, 18 марта 2011 г. при проведении проверки при обследовании дорог и мостов были выявлены нарушения требований ГОСТа Р 50597 – 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требований к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-04 «Правила применения ТСРДД», а именно нарушения при эксплуатации и содержании мостовых сооружений. Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения. Указанным Законом РФ также установлено, что для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, а также выступают заказчиками на выполнение работ и услуг, связанных с вопросами местного самоуправления. Участок дороги, на котором находится мост, находится в пределах МО «Кодинское». Содержание и строительство дорог местного значения, кроме того, отнесено к вопросам местного значения и Уставом МО «Кодинское». Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по содержанию дороги приводит к нарушению прав и законных интересов в области безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц на территории муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Гузев С.Ю. настаивал на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в иске. Указал, что полагает возможным установление срока для устранения недостатков до 1 сентября 2012 г.

Представитель ответчика администрации МО «Кодинское» Фомин С.А. в судебном заседании признал исковые требования, указал, что мост находится в собственности МО «Кодинское», мост в аварийном состоянии, необходимы значительные средства для его ремонта или строительства нового моста. В настоящее время вопрос медленно решается. На нынешний год денежные средства на строительство моста в бюджет не заложены, ремонт возможен только в будущем году. Правильное наименование реки – Вычера, а не Сухая Вычера.

Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 14 Федерального Закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Согласно ст. 51 указанного Федерального закона РФ органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Статьей 54 закона предусмотрена возможность муниципального заказа по выполнению работ и оказанию услуг для решения вопросов местного значения в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 6 Федерального Закона РФ № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 указанного Федерального закона РФ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. По аналогии закона такая же обязанность возложена и на органы местного самоуправления.

Согласно ст. 13 Закона РФ № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации….» к полномочиям органов местных самоуправлений отнесены осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью. Установлены предельно допустимые повреждения покрытия и сроки их ликвидации в зависимости от группы дорог (п. 3.1.1).

Как установлено в судебном заседании, дорожная деятельность в границах МО «Кодинское» отнесена к вопросам местного значения, что предусмотрено законодательством, а также Уставом МО (пп.5 п.9 Устава). Мост через реку Вычера находится в поселке Кодино на дороге, которая не отнесена к дорогам федерального и регионального значения. Иного по делу не установлено. Сам мост находится в собственности МО «Кодинское», что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, техническим паспортом.

В соответствии с актом выявленных недостатков в содержании дорог от 17 марта 2011 г. установлено, что мост через реку Вычера не имеет дорожного ограждения, имеются сквозные разрушения продольного и поперечного настила, колесоотбой не закреплен, имеется раздробленное разрушение деревянных свай в местах сопряжения с поперечным настилом, каких-либо предупреждающих и запрещающих знаков не установлено, нет ограждения, препятствующего движению по мосту (л.д. 12-13). Установленные дефекты бесспорно влияют на безопасность и здоровье участников дорожного движения в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

Для устранения выявленных недостатков суд находит возможным установление разумного срока до 1 сентября 2012 г. Принимая такое решение, суд учитывает, что данный срок является разумным, а в нынешнем году с учетом бюджетного процесса разрешить о начале строительства не представляется возможным. Учитывая изложенные обстоятельства, суд принимает признание иска ответчиком Фоминым С.А., сделанное им в судебном заседании.

В соответствии со ст. 333.36 п.19 МО «Кодинское» освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование Онежского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать МО «Кодинское» в срок до 1 сентября 2012 г. привести состояние моста через реку Вычера в п. Кодино Онежского района в соответствие с установленными стандартами, техническими нормами, путем устранения выявленных нарушений, а именно – устранить сквозные разрушения продольного и поперечного настила, закрепить колесоотбой, произвести ремонт деревянных свай в местах сопряжения с поперечным настилом, установить необходимые ограничивающие и запрещающие знаки.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Архангельском областном суде через Онежский городской суд.

Председательствующий Большаков А.Ю.