Дело № 2-185-11
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерацииг. Онега 16 мая 2011 г.
Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Большакова А.Ю.
при секретаре Пешехоновой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онежского межрайонного прокурора в интересах М. к администрации МО «Онежское» о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Онежский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах М. с иском к ответчику об обязывании к принятию решения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обосновывая свои требования прокурор указал, что 11 февраля 2011 г. М. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку по мнению комиссии администрации она проживает в благоустроенном жилом помещении общей площадью 68,9 кв. метров. Отказ основан частью 2 статьи 54 ЖК РФ. Ранее М. проживала вместе с сыном в Лешуконском районе, с учетом возраста и состояния здоровья М. не позволяло проживать там дальше, поскольку в доме отсутствуют централизованное отопление, водоснабжение, канализация. В 2007 г. при получении травмы М. была зарегистрирована в г. Онега, ... (в 2008 г. временно, с января 2011 г. постоянно). Регистрация М. в указанной квартире стала вынужденной мерой, не свидетельствовала о признании ее членом семьи. Основанием переезда М. стала необходимость проживать в условиях, отвечающих безопасности жизни и здоровья, переезд в квартиру Е. в Онегу осуществлялся временно до улучшения жилищных условий. М. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, однако администрация отказала в постановке на учет. Действиями ответчика нарушено конституционное право истицы на жилище.
В судебном заседании помощник Онежского межрайонного прокурора Яковлева В.А. настаивала на удовлетворении иска по указанным доводам. Указала, что М. не имеет жилья в собственности или по социальному найму, в квартире Е. проживает вынужденно, ввиду перелома.
М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, по определению суда дело рассмотрено без ее участия.
Представитель МО «Онежское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по определению суда дело рассмотрено без участия истца на основании ст. 167 ГПК РФ.
Допрошенная в судебном заседании третье лицо Е. указала, что ранее М. проживала у сына в п. Лешуконское, летом 2007 г. приехала в гости к ней в г. Онегу. 9 ноября 2007 г. М. сломала ногу и находилась длительное время на лечении, травма была тяжелая. Для лечения и получения пенсии в Онеге пришлось зарегистрироваться временно в Онеге. Затем возникла необходимость подачи заявления на получение жилья как вдове ветерана ВОВ. В администрации ей пояснили, что для этого необходимо подать заявление по месту постоянного жительства. Из разговора с братом она узнала, что тот не будет заниматься жилищными вопросами матери и чтобы она делала все сама, поэтому она вынуждена была зарегистрировать мать по месту своего жительства. Мать нуждается в постоянном постороннем уходе. Просит удовлетворить иск. Указала также дополнительно, что никогда М. не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма, ранее она проживала у брата или у сестер (то в Белощелье, то в Архангельске, в Северодвинске или Онеге). Жилое помещение в Белощелье для проживания не пригодно.
Третье лицо А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по определению суда дело рассмотрено без его участия на основании ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, в частности гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном ЖК РФ порядке. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В судебном заседании установлено, что М. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих, что подтверждено удостоверениями (л.д.15). В соответствии со ст. 21 Закона РФ № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» таким лицам устанавливаются, в частности, такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с Законом «О ветеранах». Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Таким образом для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий необходимо установление обстоятельств, предусмотренных жилищным законодательством за исключением установления статуса малоимущих таких лиц. Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены статьей 50 ЖК РФ. В частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий являются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Собственного жилья М. не имеет, что подтверждено сообщениями УФРС по Архангельской области и филиала ГУ БТИ Архангельской области в Онежском районе (л.д.27,29). 7 января 1986 г. М. была зарегистрирована в д. Белощелье Лешуконского района, снята с регистрационного учета 14 января 2011 г., в тот же день зарегистрирована в г. Онеге ... (л.д.13-14). Кроме того М. по последнему месту жительства имела временную регистрацию в период с 25 августа 2008 г. по 25 августа 2011 г. (л.д.16). Суд находит убедительным довод о необходимости постоянной регистрации по месту жительства дочери именно в целях постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Иное не доказано ответчиком. Кроме того, без наличия веской причины какой-либо дополнительной необходимости в получении постоянной регистрации при наличии временной регистрации до осени 2011 г. не имеется. В квартире помимо М. зарегистрированы еще 4 человека – третьи лица и двое детей.
Вселение М. в квартиру Е. было осуществлено не как вселение члена семьи собственника жилого помещения, по заявлению прокурора и Е.. М. пользовалась квартирой по договору найма, что ответчиком не опровергнуто. Семейные отношения между М. и Е. (в смысле совместного проживания и ведения общего хозяйства) прекращены задолго до 2011 г., поскольку М. проживала в другом населенном пункте. Необходимость получения регистрации г. Онега была вызвана первично приездом в гости, а в последующем травмой, поскольку она стала нуждаться в постороннем уходе, таким образом регистрация ее в квартире у Е. была вызвана объективными причинами, а не намерением Е. и М. восстановить родственные отношения. Имеющееся жилое помещение в д. Белощелье Лешуконского района, где ранее была зарегистрирована истец, по сообщению БТИ в Лешуконском районе не имеет собственника, права собственности не зарегистрированы и в Россреестре, что подтверждено документально (л.д.93, 50-53).
В связи с этим 12 января 2011 г. М.. обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.22). Заявление рассматривалось комиссионно, комиссией был сделан вывод о том, что М. не нуждается в улучшении жилищных условий (л.д.32). Проведено обследование жилого помещения по месту жительства Е., квартира признана пригодной для проживания (л.д.23-26). Постановлением главы МО «Онежское» от 10 февраля 2011 г. № 24-па М. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.7). Согласно ответу, направленному М. отказ был обусловлен применением ст. 54 п.2 ЖК РФ, то есть М. не были представлены все необходимые документы, подтверждающие право на жилое помещение как вдове ветерана ВОВ (л.д.21). Между тем какие документы не были представлены в постановлении и письме не указано. Фактически доступ к участию в программе предоставления жилого помещения со стороны администрации М. был закрыт без указания конкретных причин, не зная которые она фактически лишена была возможности собрать какие-то дополнительные документы, провести какие-либо действия. По делу, в частности, было установлено, что дом в д. Белощелье не принадлежит никому, что он нуждается в капитальном ремонте, что подтверждено представленным актом межведомственной комиссии.
В соответствии со ст. 54 ч.1 п.2 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Такое решение ответчика можно признать законным только при наличии у истицы возможности свободно, будучи членом семьи, пользоваться жилым помещением ..., чего по делу не установлено.
Применение статьи 54 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. В заседании установлено бесспорно, что М. является вдовой инвалида ВОВ, имеет соответствующее удостоверение, она обратилась в орган местного самоуправления для постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, в процессе производства по делу подтверждено, что сама М. не имеет какого-либо жилья, предоставленного ей по договору социального найма или в собственности, проживает у своих родственников (в Белощелье, Архангельске, Северодвинске, а последние годы в связи с травмой в Онеге), совместное хозяйство не ведет со своими детьми, ей необходимо собственное жилье, право на которое она заслужила и право на которое ей предоставлено государством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Ответчиком доказательств того, что М. не обладает правом получить жилье как вдова ветерана ВОВО не предоставлено. В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.» № 714 от 7 мая 2008 г. (в редакции от 9 января 2010 г. № 30), в связи с предстоящим 65-летием Победы в ВОВ 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения Ветеранам Войны, считает необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий Ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших инвалидов) и Участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно закону «О ветеранах».
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Онежского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать МО «Онежское» поставить М. на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма как супруги умершего инвалида Великой Отечественной войны.
Установить срок для исполнения обязанности по постановки на учет в один месяц со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Онежский городской суд.
Председательствующий Большаков А.Ю.