О возложении обязанности организовать водоснабжение населения питьевой водой



Дело № 2-254-11

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Онега 3 июня 2011 г.

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Большакова А.Ю.

при секретаре Пешехоновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МО «Порожское» о возложении обязанности в срок до 1 апреля 2012 г. организовать в границах д. Порог и д. Вонгуда водоснабжение населения (в том числе питьевой водой),

УСТАНОВИЛ:

Онежский межрайонный прокурор обратился в Онежский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц (жителей МО «Порожское») с заявлением к ответчику о возложении обязанности в срок до 1 апреля 2012 г. организовать в границах МО водоснабжение населения питьевой водой. В последующем уточнил требования и указал, что просит обязать администрацию МО «Порожское» организовать в границах д. Порог и д. Вонгуда водоснабжение (питьевое). (правильное наименование с. Порог).

В обоснование заявленного требования указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере организации в границах поселения водоснабжения населения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Общественные колодцы на территории МО на балансе администрации не состоят, жители поселения используют воду из частных колодцев. Решением Онежского городского суда от 12 марта 2008 г. МУП Порожская УК» запрещено осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения населения питьевой водой до момента заключения договора водопользования и получения санитарно-эпидемиологического заключения. Было установлено, что питьевая вода в водоразборных колонках на ст. Вонгуда не соответствует требованиям СанПиН. Во исполнение решения суда главой МО «Порожское» вынесено постановление № 5 от 25 марта 2008 г. о запрещении МУП «Порожская УК» осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения на ст. Вонгуда. С марта 2008 г. питьевое водоснабжение населения на территории МО не осуществляется. Между тем организация по обеспечению населения питьевой водой возложена на орган местного самоуправления законом. Водные объекты предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов лишь на основании договоров водопользования. Разрешение на использование водных объектов в конкретных целях возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. В муниципальной собственности находится здание насосной станции, которая передана на праве хозяйственного ведения в МУП «Порожская УК». Однако данное имущество не используется, местное население вынуждено брать воду из открытых источников – рек Онега и Вонгуда. При этом санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии воды из указанных рек отсутствует, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга граждан. Прокурор полагает, что местная администрация бездействует в сфере обеспечения населения питьевой водой, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

В судебном заседании прокурор Яковлева В.А. настаивала на удовлетворении иска по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно указала, что источники водоснабжения должны быть на балансе МО «Порожское», для чего МО должно их создать, в последующем МО должно обеспечить качество воды, передать источник водоснабжения управляющей компании или МУП и заключить договор водопользования. Указала, что проведен ряд исследований в колодцах и реках Онега и Вонгуда. В колодцах вода не соответствует нормам, предъявляемым для питьевой воды. В реках вода хотя и признана питьевой, но только в условиях 2 категории, то есть вода к источникам питьевого водоснабжения не может быть отнесена.

Представитель ответчика в судебном заседании Л. исковые требования не признала и указала, что муниципальное жилье на территории МО имеется лишь в с. Порог (9 многоквартирных домов), в д. Вонгуда (2 дома частного типа) и в д. Усть-Кожа (примерно 8 домов). Деревни существуют несколько столетий, никогда никаких централизованных систем водоснабжения на территории МО не было, за исключением единственного водозабора на Хойкозере для снабжения водой станции Вонгуда. Однако деятельность по водоснабжению станции не осуществляется по решению суда. На станции отсутствует муниципальное жилье. Фактически жители поселка пользуются водой из колодцев, все колодцы частные, муниципальных нет. Для технических нужд воду берут из рек. Никогда никто на территории МО не болел по причине плохой воды, таких фактов не имеется, никогда также не было жалоб на отсутствие водоснабжения. Кроме колодцев имеется возможность приобретения бутилированной воды в магазине.

Заслушав прокурора, исследовав представленные материалы, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Данное правомочие обязывает к организации водоснабжения в том числе и в первую очередь питьевой водой.

В судебном заседании установлено следующее. МО «Порожское» (а ранее Кокоринская сельская администрация) осуществляла водоснабжение только одного населенного пункта на территории МО – станции Вонгуда, для чего имеет водозабор на ул. Хойкозеро, водовод и водоразборную колонку, указанные объекты переданы на праве собственности в МО «Порожское», а затем на праве хозяйственного ведения в МУП «Порожская управляющая компания» (л.д.10-16). В дело представлен техпаспорт на водонасосную станцию (л.д.17-27). Водоснабжение население осуществляло через частные и общественные колодцы на территории МО, а также из рек на территории МО. Решением Онежского городского суда от 12 марта 2008 г. МУП «Порожская УК» запрещено осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения питьевой водой до момента заключения договора водопользования и получения санитарно-эпидемиологического заключения (л.д.34-36). Указанный запрет касался указанного выше имущества. До настоящего времени ни договор водопользования, ни санитарно-эпидемиологическое заключение не получено (л.д.37).

На основании пункта 2 статьи 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Осуществление возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей в сфере водоснабжения может создавать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

В отношении водоснабжения населения применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307. Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставляемых услуг, порядок определения платы за коммунальные услуги с использованием прибора учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. При наличии муниципального жилищного фонда обязанность предоставления водоснабжения гражданам поселения не вызывает сомнение. Установлено, что ранее предпринимались попытки обеспечения населения водой, однако из вырытых артезианских скважин пошла соленая вода.

Водопользование возможно исключительно с заключением соответствующего договора (ст. 11 ВК РФ). Порядок заключения водопользования предусмотрен ст. 23 ВК РФ.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом населении. Согласно ст. 18 Закона РФ от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для население использования водного объекта. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (ст. 11).

В заседании установлено, что воду в пределах поселения берут в реках Вонгуда и Онега, которые не являются источниками питьевого водоснабжения и служат только рекреационным целям. Несмотря на то, что вода признана питьевой, однако данные объекты относятся ко второй категории водоснабжения. Фактически в соответствии с протоколами исследовалась вода открытого водоема и использовался СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Каких-либо общественных колодцев на территории МО не имеется, вода забирается из частных колодцев. Представленные пробы воды свидетельствуют о их несоответствии санитарным требованиям, предъявляемым к воде (л.д.).

В целом же в соответствии с ГОСТ 30813-2002 «Вода и водоподготовка» под источником питьевого водоснабжения понимается водный объект или его часть (водозабор), который содержит воду, отвечающую установленным санитарным нормативам для источников питьевого водоснабжения и используется или может быть использован для забора воды в системы питьевого водоснабжения. Использование воды из источников водоснабжения в питьевых целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, как уже и было указано выше.

Какое либо муниципальное унитарное предприятия для оказания услуг водоснабжения МО не создало. Питьевая вода, завозимая в бутилированном виде в магазине не свидетельствует об исполнении своих полномочий со стороны МО. Со стороны граждан МО имеются жалобы на отсутствие надлежащего водоснабжения на территории МО. Как поясняет сама представитель МО люди питьевую воду транспортируют на личных автомобилях из г. Онега в с. Порог, что само по себе говорит от наличии проблемы водоснабжения на территории МО. Ранее создавались артезианские скважины для водоснабжения, но ни себя не оправдали (пошла соленая вода) и работы были прекращены.

С учетом существа допущенного нарушения суд находит возможным установление срока для устранения допущенных недостатков в срок до 1 июля 2012 г., полагая его достаточным для разрешения вопросов водоснабжения населения деревень.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга граждан удовлетворить.

Обязать МО «Порожское» организовать в границах поселения МО «Порожское» (В селе Порог и д. Вонгуда) в срок до 1 апреля 2012 г. водоснабжение населения (в том числе питьевой водой).

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Архангельском областном суде через Онежский городской суд.

Председательствующий Большаков А.Ю.