Об организации готовности к летнему пожароопасному сезону



Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г. Онега 23 июня 2011 г.

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Феопёнтова А.В.,

при секретаре Амбразайтель Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-301 по иску Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Малошуйское» о возложении обязанности по организации подготовки к летнему пожароопасному сезону и устранению выявленных нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Онежский межрайонный прокурор А.В. Власов обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МО «Малошуйское» о возложении обязанности по подготовке к летнему пожароопасному сезону и устранению выявленных при проведении проверки нарушений федерального закона.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки исполнения муниципальными образованиями поселений Федерального закона «О пожарной безопасности» в части готовности населенных пунктов к началу пожароопасного периода на территории Онежского района, выявлено, что на территории МО «Малошуйское» расположен один населенный пункт – поселок Малошуйка, подверженный угрозе лесных пожаров. По данному населенному пункту был подготовлен паспорт пожарной безопасности, согласно которому населенный пункт не подготовлен к пожароопасному сезону, что может повлечь за собой наступление чрезвычайных ситуаций и гибель граждан.

В ходе рассмотрения настоящего дела прокурор обратился в суд с заявлением об уточнении исковых требований (л.д. 42-43), в котором просил суд возложить на ответчика обязанность организовать подготовку к летнему пожароопасному сезону и устранить выявленные нарушения федерального закона, а именно:

- создать минерализованную полосу установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Малошуйка);

- организовать своевременную очистку территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы (п. Малошуйка);

- установить в населенных пунктах исправные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций (п. Малошуйка);

- устранить неисправности естественных и искусственных водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения (п. Малошуйка);

- привести площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения (п. Малошуйка);

- разместить указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения и направления движения к ним (п. Малошуйка);

- создать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Малошуйка);

- организовать создание и функционирование добровольных пожарных формирований (п. Малошуйка);

- подъездную автомобильную дорогу привести в соответствие с требованиями ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. Малошуйка).

В судебном заседании прокурор А.В.Феопёнтов представил заявление о частичном отказе от исковых требований (л.д. 49), в части устранения неисправности естественных и искусственных пожарных водоемов, используемых для целей наружного пожаротушения (п.Малошуйка) и приведении подъездной автомобильной дороги в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности». На удовлетворении остальных исковых требований настаивал по обстоятельствам, изложенным в заявлении. Просил установить срок исполнения решения суда – 7 дней со дня вступления его в законную силу.

Представитель ответчика глава администрации МО «Малошуйское» А.В.Баранов, признав исковые требования прокурора и обстоятельства, на которых эти требования основаны, пояснил, что на сегодняшний день минерализованной полосы не имеется, поэтому не требуется организация своевременной ее очистки от горючих отходов, мусора, опавших листьев и сухой травы. Полагает, что минерализованной полосой может временно служить линия электропередач, поскольку на создание специальной минерализованной полосы необходимо получение согласия лесхоза на вырубку леса. Отсутствие возможности прокладки минерализованной полосы установленной ширины на всем протяжении участка границы поселка по причине заболоченной местности и отсутствии в муниципальном образовании специализированной техники, вызовет увеличение срока исполнения решения суда. Очистка территории населенного пункта от мусора, сухой травы, горючих отходов производится Малошуйской УК, имеются рабочие по благоустройству. Звуковая сигнализация в 2011 году установлена быть не может, поскольку в бюджет не заложены на это денежные средства. Не имеется возможности в кротчайшие сроки привести площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями по установке на них пожарных автомобилей. В поселке имеется один пожарный гидрант, который отвечает установленным требованиям и находится в ведении и обслуживании Пожарного поезда ст.Малошуйка ОАО «РЖД». Возле него установлен указатель. На создание противопожарного разрыва установленной ширины необходимо время и денежные средства. Добровольные пожарные формирования в п. Малошуйка не созданы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как установлено в судебном заседании, в пос. Малошуйка МО «Малошуйское» Онежского района Архангельской области в ходе проведенной Онежской межрайонной прокуратурой проверки исполнения муниципальными образованиями поселений Федерального закона «О пожарной безопасности» в части готовности населенных пунктов к началу пожароопасного периода, были выявлены следующие нарушения:

- на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком отсутствует противопожарный разрыв и минерализованная полоса установленной ширины;

- естественные и искусственные водоемы, используемые для целей наружного пожаротушения, не отвечают установленным требованиям пожарной безопасности;

- источники наружного противопожарного водоснабжения не отвечают установленным требованиям пожарной безопасности;

- пожарные гидранты не отвечают установленным требованиям пожарной безопасности;

- не исправна телефонная и радиосвязь для сообщения о пожаре (исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации имеется только в ОАО «РЖД»);

- не организована работа по своевременной очистке территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы;

- отсутствуют площадки (пирсы) у всех источников наружного противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения;

- указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним установленным требованиям отсутствуют;

- отсутствует добровольное пожарное формирование;

- подъездная автомобильная дорога, расположенная в населенном пункте, не соответствует вышеуказанным требованиям;

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, и подтверждаются материалами дела (9-14).

Поскольку истец в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ частично отказался от заявленных исковых требований, подав соответствующее заявление, это не противоречит закону, а также не нарушает права и законные интересы ответчика и других лиц, то заявление истца о частичном отказе от исковых требований подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика признал требования прокурора и обстоятельства, на которых эти требования основаны, в том числе обязанность муниципального образования «Малошуйское» по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

Требования прокурора признаны представителем ответчика в порядке, преду­смотренном ст. 173 ГПК РФ, и приняты судом.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требо­вания или возражения, как следует из содержания ст. 68 ч. 2 ГПК РФ, освобождает послед­нюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

На основании статьей 20, 34 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности 01-03 (далее ППБ 01-03) для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В пос. Малошуйка МО «Малошуйское» на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком отсутствует противопожарный разрыв и минерализованная полоса установленной ширины.

Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Между тем, в поселке Малошуйка не имеется звуковой сигнализация для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 94 ППБ 01-03 предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Однако в п. Малошуйка отсутствуют площадки (пирсы) у источников наружного противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения.

В силу п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Вместе с тем в п. Малошуйка отсутствуют указатели других источников противопожарного водоснабжения (кроме гидранта, находящегося в ведении и обслуживании Пожарного поезда ст.Малошуйка ОАО «РЖД»), а также отсутствуют указатели направления движения к гидранту и другим источникам противопожарного водоснабжения.

Статьей 11.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69 предусмотрено создание муниципальной пожарной охраны органами местного самоуправления. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Как видно из паспорта пожарной безопасности населенного пункта и пояснений представителя ответчика, в п. Малошуйка добровольное пожарное формирование не создано.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичная норма содержится в п. 10 ст. 9 Устава МО «Малошуйское» (л.д. 21 оборотная сторона).

Факт несоблюдения требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта Малошуйка со стороны администрации МО «Малошуйское», на которую законом возложено выполнение данной обязанности, наличия угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания и не оспаривается ответчиком.

С учетом изложенного, требования прокурора суд находит обоснованными.

Между тем, суд принимает во внимание доводы представителя ответчика, связанные с отсутствием необходимости организации своевременной очистки минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы, в связи с ее отсутствием.

Не опровергнуты истцом в судебном заседании доводы представителя ответчика об исполнении обязанности по организации своевременной очистки территории населенного пункта и о наличии указателя пожарного гидранта.

При принятии решения судом учитываются положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, согласно которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождаются от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Онежского межрайонного прокурора А.В. Власова в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального образования «Малошуйское» Онежского района Архангельской области обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Малошуйское», а именно:

- создать минерализованную полосу установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Малошуйка);

- установить в населенном пункте исправные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций (п. Малошуйка);

- привести площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения (п. Малошуйка);

- разместить указатели источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к пожарному гидранту и другим источникам противопожарного водоснабжения (п. Малошуйка);

- создать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Малошуйка);

- организовать создание и функционирование добровольных пожарных формирований (п. Малошуйка).

Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств соответствующего бюджета.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Онежский городской суд.

Председательствующий подпись А.А. Кузнецов

...