г. Онега 16 июня 2011 года Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Кузнецова А.А., с участием помощника прокурора Онежской межрайонной прокуратуры Гузева С.Ю., при секретаре Амбразайтель Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-280 по иску Онежского межрайонного прокурора Власова А.В., поданному в интересах К.А., к администрации муниципального образования «Онежское» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Онежский межрайонный прокурор А.В.Власов в интересах К.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Онежское» о возложении обязанности по предоставлению К.А. жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Онежское», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте МО «Онежское» в виде отдельной квартиры, за счет средств бюджета Архангельской области. В обоснование заявленного требования прокурор указал, что К.А., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать – О.Д. умерла ..., а отец – А.П., лишен родительских прав решением Тарногского районного суда Вологодской области от 14 августа 2008 года. Постановлением главы МО «Онежский муниципальный район» от 19 октября 2007 года ... за К.А. учреждено попечительство. Постановлением главы МО «Онежский муниципальный район» от 14 марта 2011 года К.А. признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья из муниципального жилищного фонда МО «Онежское». Вопрос о предоставлении К.А. жилого помещения до настоящего времени не решен. В судебном заседании помощник Онежского межрайонного прокурора С.Ю. Гузев настаивал на удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в иске. Истец К.А., представитель ответчика администрации МО «Онежское» в судебном заедании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. В ходе предварительного судебного заседания истец настаивал на удовлетворении иска. Представитель ответчика администрации МО «Онежское» О.П., действующая на основании доверенности, пояснила, что администрация МО «Онежское» признает исковые требования прокурора. Представитель третьего лица администрации МО «Онежский муниципальный район» Л.И. поддержала исковые требования прокурора. Пояснила, что при поступлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями, Управление образования администрации МО «Онежский муниципальный район» перечислит МО «Онежское» денежные средства на приобретение жилого помещения К.А., нуждающемуся в жилом помещении. Представители третьих лиц Министерства образования, науки и культуры Архангельской области и Министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 159-ФЗ) установлены дополнительные гарантии прав, названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями. Под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение дополнительной социальной поддержки, как следует из содержания ст. 1 Закона № 159-ФЗ, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые, в частности, остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Согласно ст. 8 ч.1 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди. Как установлено в судебном заседании, К.А., ... года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 11-12). Его родители: мать – О.Д. умерла ..., а отец – А.П., лишен родительских прав на основании решения Тарногского районного суда Вологодской области от 14 августа 2008 года (л.д. 14-16). Из справки директора ГОУ НПО «Профессиональное училище ...» от 27 января 2011 года и объяснений истца, данных в предварительном судебном заседании, следует, что в период с 01 сентября 2007 года по настоящее время К.А. обучается в указанном образовательном учреждении в городе Северодвинске, проживает в общежитии училища и находится на полном государственном обеспечении (л.д. 7). Постановлением главы МО «Онежский муниципальный район» от 14 марта 2011 года ... К.А. признан нуждающимся во внеочередном получении жилого помещения из муниципального жилищного фонда муниципального образования «Онежское» (л.д. 11-12). Постановлением главы МО «Онежское» от 06 апреля 2011 года ...-па К.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма (л.д. 34). До настоящего времени жилое помещение К.А. не предоставлено. Требования прокурора признаны представителем ответчика в порядке, предусмотренном ст. 173 ГПК РФ, и приняты судом. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, как следует из содержания ст. 68 ч. 2 ГПК РФ, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. На основании ст. 7 Закона Архангельской области от 5 июля 2001 г. № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты, профессионального образования обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования в соответствии со ст. 45 и 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 84-5-ОЗ. Статьей 19 Закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Порядок предоставления и расходования таких субвенций установлен Постановлением Главы администрации Архангельской области от 5 апреля 2006 г. № 61 «Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». Таким образом, нормами законодательства установлена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, за счет средств регионального бюджета. Статьей 47 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 84-5-ОЗ установлена также социальная норма общей площади жилья в размере 33 квадратных метра. Фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, и исследованные доказательства в своей совокупности в полной мере доказывают право К.А. на получение жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей, и обязанность администрации МО «Онежское» предоставить ему жилое помещение с учетом социальной нормы за счет средств областного бюджета. Статьей 10 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено право прокурора обращаться в суд в установленном порядке с заявлением в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае прокурор воспользовался правом на обращение в суд с иском в защиту лица, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом изложенного суд находит исковые требования Онежского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению. В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины. Согласно п.п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковые требования Онежского межрайонного прокурора Власова А.В. в интересах К.А. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Онежское» предоставить К.А. жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Онежское», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Онежское», в виде отдельной квартиры, за счет средств бюджета Архангельской области. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через Онежский городской суд. Председательствующий подпись А.А. Кузнецов ...