Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Онега 31 мая 2011 года Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего Кузнецова А.А., с участием помощника прокурора Онежской межрайонной прокуратуры Гузева С.Ю., при секретаре Амбразайтель Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело № 2-285 по заявлению прокурора Онежской межрайонной прокуроры Архангельской области А.В.Власова, поданному в интересах государства, о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда части 1 статьи 9 в той части, в которой она не предусматривает вопросов местного значения поселения, пунктов 16 и 25 части 1 статьи 9, частей 4, 5 статьи 8 и пункта 1 части 3 статьи 17 в той части, в которой они возлагают обязанность по проведению публичных слушаний и пункта «а» части 2 статьи 23 Устава муниципального образования «Чекуевское» Онежского района Архангельской области, У С Т А Н О В И Л: прокурор Онежской межрайонной прокуратуры А.В. Власов в интересах государства обратился в суд с заявлением о признании недействующими части 1 статьи 9 в той части, в которой она не предусматривает вопросов местного значения поселения, пунктов 16 и 25 части 1 статьи 9, частей 4, 5 статьи 8 и пункта 1 части 3 статьи 17 в той части, в которой они возлагают обязанность по проведению публичных слушаний, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, Федеральными законами и пункта «а» части 2 статьи 23 Устава МО «Чекуевское» (далее – Устав) по тем основаниям, что положения действующего Устава противоречат федеральному законодательству. Перечень вопросов местного значения, определенный Уставом, не соответствует федеральному законодательству. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, ч. 6 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующий п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава ограничивает права местного самоуправления по решению вопросов местного значения участвовать во всей дорожной деятельности и подлежит признанию недействующим, поскольку за рамками полномочий органов местного самоуправления осталась дорожная деятельность по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог. Федеральными законами от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и от 25.11.2008 N 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления», пункты 16 и 25 исключены из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с этим п. 16 и 25 ч. 1 ст. 9 Устава полежат признанию недействующими как противоречащие федеральному законодательству. Часть 1 статьи 9 Устава в нарушение федерального законодательства не относит к вопросам местного значения, а поэтому противоречит закону и подлежит признанию недействующей в той в части, в которой она не предусматривает вопросов местного значения поселения, указанных в пунктах 5, 7.1, 13.1, 14, 19, 21, 28, 30-34 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Части 4, 5 ст. 8 и п. 1 ч. 3 ст. 17 Устава подлежат признанию недействующими в той части, в которой они возлагают обязанность по проведению публичных слушаний, поскольку не содержат предусмотренных п. 14 ст. 26 Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и внесенных в пункт 1 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнений «кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами». Указанных исключений муниципальный правовой акт не содержит, в связи с чем ограничивает права органов местного самоуправления, вводя дополнительную, не предусмотренную федеральным законодательством процедуру внесения изменений в устав муниципального образования. Пункт «а» ч. 2 ст. 23 Устава подлежит признанию недействующим как противоречащий федеральному законодательству, поскольку полномочия Совета депутатов в части согласования назначения заместителей главы администрации, как и то, что глава должен предлагать эти кандидатуры для согласования, федеральным законом не предусмотрены. Требования, предъявляемые к муниципальным служащим и обстоятельства, при наличии которых лицо не может быть принято или не может состоять на муниципальной службе, закреплены в Федеральном законе от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», который не содержит таких оснований для отказа в приеме на муниципальную службу как отсутствие согласования представительного органа. В судебном заседании прокурор С.Ю. Гузев поддержал заявление по тем же основаниям, уточнив, что просит суд признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда указанные положения Устава МО «Чекуевкое». Заинтересованное лицо Е.А. Партин пояснил, что согласен в полном объеме с требованиями прокурора. В процессе работы администрация руководствуется и положениями действующего Устава и положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Нормы указанного закона, являются для МО «Чекуевское» нормами прямого действия. В данный момент ведется работа по приведению положений Устава в соответствие с федеральным законодательством. На 02 июня 2011 года назначена сессия, на которой будет разрешен вопрос о принятии Устава МО «Чекуевское» в новой редакции. Примерно через месяц Устав будет зарегистрирован. Заслушав прокурора С.Ю. Гузева, заинтересованное лицо Е.А. Партина оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования «Чекуевское» от 21.11.2005 № 7 принят устав МО «Чекуевское». Устав зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Северо-западному Федеральному округу за № RU 295203082005001 (л.д. 11-22), опубликован в газете «Онега» № 9 от 26.01.2006 года (л.д. 48) и является муниципальным нормативным актом (л.д. 12). В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать федеральные законы. Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Доводы прокурора о том, что положения пунктов 16 и 25 ч.1 ст. 9 Устава МО «Чекуевское» противоречат федеральному законодательству, следует признать обоснованными. Согласно пунктам 16 и 25 ч. 1 ст. 9 Устава МО «Чекуевское» к вопросам местного значения поселения отнесено оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями муниципального образования (п. 16), а также организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования (п. 25). Федеральными законами от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и от 25.11.2008 N 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления», пункты 16 и 25, предусматривающие указанные вопросы местного значения поселения, исключены из части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, пункты 16 и 25 ч. 1 ст. 9 Устава МО «Чекуевское» противоречат положениям пунктов 16 и 25 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем подлежат признанию недействующими. Согласно п. «а» ч. 2 ст. 23 Устава МО «Чекуевское», Совет депутатов принимает постановление по вопросу о даче согласия на назначение заместителей главы администрации муниципального образования, руководителя финансового органа администрации муниципального образования. В соответствии с пунктами 10 и 11 ст. 35 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон № 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. На основании ст. 42 Закона № 131-ФЗ, правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. В соответствии со ст. 9 и 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Закон N 25-ФЗ) для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ст. 9). Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 10). Совокупность изложенных правовых норм свидетельствует о том, что полномочия Совета депутатов, связанные с принятием постановления по вопросу о даче согласия на назначение заместителей главы администрации муниципального образования и руководителя финансового органа администрации муниципального образования, федеральным законом не предусмотрены. Не предусмотрены такие полномочия Совета депутатов и положениями ст. 21 Устава МО «Чекуевское». Согласно ч.3 ст. 21 Устава, Совет депутатов муниципального образования принимает решения и постановления по вопросам, относящимся к его ведению (л.д. 15). Требования, предъявляемые к муниципальным служащим и обстоятельства, при наличии которых лицо не может быть принято или не может состоять на муниципальной службе, закреплены в Федеральном законе от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указанный закон не содержит таких оснований для отказа в приеме на муниципальную службу как отсутствие постановления представительного органа о даче согласия. С учетом изложенного является обоснованным требование прокурора в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. «а» ч. 2 ст. 23 Устава МО «Чекуевское». Суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений ч. 4, 5 ст. 8 и п. 1 ч. 3 ст. 17 Устава МО «Чекуевское». В соответствии ч. 4 и 5 ст. 8 Устава, проект решения Совета депутатов о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и (или) дополнений в Устав подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования решений Совета депутатов муниципального образования. Одновременно принимаются и подлежат официальному опубликованию решения Совета депутатов о назначении публичных слушаний, о порядке учета предложений по проекту указанного решения Совета депутатов, а также о порядке участия граждан в его обсуждении (ч. 4). Рассмотрение проекта решения Совета депутатов о внесении изменений и (или) дополнений в устав начинается с публичных слушаний по нему. Окончательно решение Совета депутатов о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального образования принимается после опубликования результатов публичных слушаний (ч. 5). Из п. 1 ч. 3 ст. 17 Устава следует, что на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. В соответствии с п. 14 ст. 26 Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в пункт 1 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ были внесены дополнения. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должен выносится проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Проанализировав нормы ч. 4, 5 ст. 8, п. 1 ч. 3 ст. 17 Устава и п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд считает, что не имеется противоречий между данными нормами. Невнесение в Устав МО «Чекуевское» дополнений, в связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона № 131-ФЗ, в части слов «кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами», не свидетельствует об ограничении прав местного самоуправления по решению вопросов местного значения, не вводит дополнительную, не предусмотренную федеральным законодательством процедуру внесения изменений в устав муниципального образования. Кроме того, статья 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является нормой прямого действия, и распространяется, в том числе на муниципальное образование «Чекуевское». В соответствии с пунктами 7.1, 11, 13.1, 14, 19, 21, 28, 30-34 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (п. 7.1); организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения (п. 11); создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении (п. 13.1); обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения (п.14); организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19); присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов (п. 21); содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (п. 28); организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (п. 30); осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования (п. 31); осуществление муниципального лесного контроля и надзора (п. 32); создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (п. 33); оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 34). Суд, проанализировав часть 1 статьи 9 Устава МО «Чекуевское», установил, что ее положения не содержит изменений и дополнений, внесенных в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (п. 7.1 ч.1 Закона 131-ФЗ); - комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения (п.11 ч.1 Закона 131-ФЗ); - создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении (п. 13.1 ч.1 Закона 131-ФЗ); - организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения (п. 14 ч.1 Закона 131-ФЗ); - организацию защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19 ч.1 Закона 131-ФЗ); - присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах (п. 21 ч.1 Закона 131-ФЗ); - содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (п. 28 ч.1 Закона 131-ФЗ); - организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (п. 30 ч.1 Закона 131-ФЗ); - осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, сформирование населения об ограничениях их использования (п. 31 ч.1 Закона 131-ФЗ); - осуществление муниципального лесного контроля и надзора (п. 32 ч.1 Закона 131-ФЗ); - создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (п. 33 ч.1 Закона 131-ФЗ); - оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных ст. 31.1, 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 34 ч.1 Закона 131-ФЗ). Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного в этой части требования суд учитывает следующее. Сама по себе обязанность муниципального образования решать вопросы местного значения поселения вытекает из указанных положений статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая является нормой прямого действия, и распространяется, в том числе на МО «Чекуевское». Изменения (дополнения) в федеральном законодательстве сами по себе не влекут признание нормативно-правового акта органа местного самоуправления противоречащим федеральному законодательству и признания его недействующим по этому основанию. Оспариваемое положение Устава принято в строгом соответствии с нормой ст. 14 Закона РФ № 131-ФЗ. При проверке Устава МО на соответствие его требованиям законодательства он получил положительное заключение и был зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу 23 декабря 2005 г. (л.д. 22). Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что, прокурор, заявляя требование, о признании недействующей ч. 1 ст. 9 Устава в той части, в которой она не предусматривает вопросов местного значения поселения, просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими те положения ч.1 ст. 9 Устава, которые в ней не содержатся. Судом установлено, что пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава МО «Чекуевское» к вопросам местного значения поселения отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и регионального значения. Статьей 56 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Пункт 5 части 1 ст. 14 изложен в новой редакции: к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частью 6 ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано понятие дорожной деятельности - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Поскольку понятие «дорожная деятельность», установленная Законом РФ от 8 ноября 2007 г. включает в себя понятия «проектирование», «реконструкция», «капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог», то в данной части никакого противоречия между положениями п. 5 ч.1 ст. 9 Устава МО и новой редакцией ст. 14 Закона РФ № 131-Ф3 не имеется. Следует отметить, что само по себе отсутствие в Уставе таких понятий как «проектирование», «реконструкция», «капитальный ремонт», «ремонт» свидетельствует не о противоречии, а лишь о том, что внесенные федеральным законом изменения, уточнившие полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, не являлись предметом рассмотрения органа местного самоуправления и внесения в Устав МО соответствующих изменений. Невнесение в Устав МО «Чекуевское» изменений, в связи с принятием Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части отнесения к вопросам местного значения поселения полномочий по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, не свидетельствует об ограничении прав местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Статья 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статья 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются нормами прямого действия, и распространяются, в том числе, на муниципальное образование «Чекуевское». В случае нарушения данной нормы закона, прокурор не лишен возможности иным способом защитить нарушенное право. В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Указанные выше положение Устава МО «Чекуевское», п. 16 и 25 ч.1 ст. 9, п. «а» ч. 2 ст. 23, противоречат федеральному законодательству, поэтому суд признает их недействующими со дня вступления в законную силу решения суда. С учетом требований статьи 253 ГПК РФ суд считает необходимым опубликовать официальное сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в газете «Онега». Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: заявление прокурора Онежской межрайонной прокуратуры Архангельской области А.В. Власова удовлетворить частично. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 16 и 25 части 1 статьи 9, пункт «а» части 2 статьи 23 Устава муниципального образования «Чекуевское» Онежского района Архангельской области, принятого Советом депутатов МО «Чекуевское» от 21.11.2005 г. № 7. Решение суда о признании Устава муниципального образования «Чекуевское» от 21 ноября 2005 года № 7 в части недействующим, влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта в указанной в решении суда части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим в указанной части нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в газете «Онега». В остальной части заявления прокурору отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме. Председательствующий подпись А.А. Кузнецов ...