Р Е Ш Е Н И Е г. Онега 04 июля 2011 г. Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Кузнецова А.А., с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Некрасова Д.С., при секретаре Амбразайтель Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-299 по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Порожское» о возложении обязанности по организации подготовки к летнему пожароопасному сезону и устранению выявленных нарушений, У С Т А Н О В И Л: Онежский межрайонный прокурор А.В. Власов обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МО «Порожское» о возложении обязанности организовать подготовку к летнему пожароопасному сезону и устранить выявленные при проведении проверки нарушения федерального закона. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения МО «Порожское» Федерального закона «О пожарной безопасности» в части готовности населенных пунктов к началу пожароопасного периода на территории Онежского района выявлено, что на территории муниципального образования «Порожское» расположено пять населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров. По каждому их них подготовлен паспорт пожарной безопасности, согласно которым населенные пункты с. Порог, д. Андозеро и д. Усть-Кожа не подготовлены к пожароопасному сезону, что может повлечь за собой наступление чрезвычайных ситуаций и гибель граждан. 24 июня 2011 года Онежский межрайонный прокурор А.В. Власов обратился в суд с заявлением об уточнении исковых требований, в котором просил суд возложить на ответчика - администрацию муниципального образования «Порожское» обязанность организовать подготовку к летнему пожароопасному сезону и устранить следующие выявленные нарушения федерального законодательства: - создать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным участком (с. Порог, д. Андозеро); - создать минерализованную полосу установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным участком (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - установить в населённых пунктах исправные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - обеспечить подъезды по дорогам с твёрдым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым домам и прочим строениям (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - привести площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями по установке на них пожарных автомобилей (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - разместить указатели источников противопожарного водоснабжения, а так же направления движения к ним (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа) - организовать создание и функционирование добровольного пожарного формирования (д. Андозеро); - обеспечить населённые пункты первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём для привлекаемых к пожаротушению добровольных формирований согласно установленным нормативам (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа). В судебном заседании прокурор Д.С. Некрасов, уточнив исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность организовать подготовку к летнему пожароопасному сезону и устранить выявленные нарушения федерального закона, а именно: - создать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным участком (д. Усть-Кожа, д. Андозеро); - создать минерализованную полосу установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным участком (д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - установить в населённых пунктах исправные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - обеспечить подъезды по дорогам с твёрдым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым домам и прочим строениям (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - привести площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями по установке на них пожарных автомобилей (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - разместить указатели источников противопожарного водоснабжения, а так же направления движения к ним (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа) - организовать создание и функционирование добровольного пожарного формирования (д. Андозеро). Представитель ответчика глава администрации МО «Порожское» С.В.Соловьева признала в полном объеме уточненные исковые требования прокурора и обстоятельства, на которых эти требования основаны, в том числе обязанность муниципального образования «Порожское» по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Суд, выслушав стороны, специалиста А.Н.Суханова, исследовав материалы дела, пришел к следующему. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании статьей 20, 34 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Из положений пункта 112 Правил пожарной безопасности 01-03 (далее ППБ 01-03) следует, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Статьей 11.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69 предусмотрено создание муниципальной пожарной охраны органами местного самоуправления. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. В летний период в соответствии с п. 116 ППБ 01-03 в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах и предприятиях, дачных поселках, садовых участках по решению органов исполнительной власти, местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, может временно приостанавливаться. В этих случаях необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара. Как установлено в судебном заседании, в населенных пунктах с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа муниципального образования «Порожское» Онежского района Архангельской области в ходе проведенной проверки исполнения муниципальными образованиями поселений Федерального закона «О пожарной безопасности» в части готовности населенных пунктов к началу пожароопасного периода были выявлены следующие нарушения: - в населенных пунктах с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа на всей протяженности участка границы населенных пунктов с лесными участками отсутствуют минерализованные полосы установленной ширины; не исправна звуковая система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; пожарные гидранты не отвечают установленным требованиям пожарной безопасности и не прошли проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона; подъездная автомобильная дорога не соответствует требованиям законодательства; необходимо приобретение первичных средств пожаротушения и противопожарного инвентаря для привлекаемых к пожаротушению добровольных формирований; - в населенных пунктах с. Порог и д. Андозеро отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком; источники наружного противопожарного водоснабжения не соответствуют нормам законодательства; отсутствуют указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним; подъездные площадки (пирсы) у источников противопожарного водоснабжения не отвечают требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды; - в деревнях Усть-Кожа и Андозеро отсутствует добровольное пожарное формирование; - в с. Порог, д. Усть-Кожа и д. Андозеро отсутствуют первичные средства пожаротушения (л.д. 9-20). В ходе дополнительной проверки, проведенной начальником надзорной деятельности Онежского района А.Н.Сухановым, выявлено, что противопожарный разрыв установленной ширины имеется не на всей протяжённости участка (ов) границы населённого пункта с лесным участком в д. Усть-Кожа и д. Андозеро. Минерализованная полоса установленной ширины на всей протяжённости участка (ов) границы населённого пункта с лесным участком имеется, но не в полном объеме очищена до минерального слоя в д. Усть-Кожа и д. Андозеро. Исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации отсутствует. Подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения отсутствуют в с. Порог, д. Андозеро и д. Усть-Кожа, к жилым зданиям и прочим строениям имеется. Площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения, отсутствуют. Указатели других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним установлены, но не соответствуют требованиям. Добровольное пожарное формирование на территории д. Андозеро не создано. Первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь (ранцевые огнетушители, мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты багры и т.п) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований имеются в д. Усть-кожа и д. Андозеро. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются материалами дела (л.д. 47). В судебном заседании представитель ответчика признал исковые требования прокурора и обстоятельства, на которых эти требования основаны, в том числе обязанность муниципального образования «Порожское» по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Требования прокурора признаны представителем ответчика в порядке, предусмотренном ст. 173 ГПК РФ, и приняты судом. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, как следует из содержания ст. 68 ч. 2 ГПК РФ, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Факт несоблюдения требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования со стороны администрации МО «Порожское», на которую законом возложено выполнение данной обязанности, наличия потенциальной угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания и не оспаривается ответчиком. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичная норма содержится в п. 9 ст. 9 Устава МО «Порожское». С учетом изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: иск Онежского межрайонного прокурора А.В.Власова в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования «Порожское» Онежского района Архангельской области обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Порожское», а именно: - создать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным участком (д. Усть-Кожа, д. Андозеро); - создать минерализованную полосу установленной ширины на всей протяжённости участка границы населённого пункта с лесным участком (д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - установить в населённых пунктах исправные средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и чрезвычайных ситуаций (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - обеспечить подъезды по дорогам с твёрдым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым домам и прочим строениям (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - привести площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями по установке на них пожарных автомобилей (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа); - разместить указатели источников противопожарного водоснабжения, а так же направления движения к ним (с. Порог, д. Андозеро, д. Усть-Кожа) - организовать создание и функционирование добровольного пожарного формирования (д. Андозеро). Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела возместить за счет средств соответствующего бюджета. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Председательствующий подпись А.А. Кузнецов ...
Именем Российской Федерации