Р Е Ш Е Н И Е г. Онега 04 июля 2011 г. Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Кузнецова А.А., с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Феопёнтова А.В., при секретаре Амбразайтель Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-303 по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Золотухское» о возложении обязанности по организации подготовки к летнему пожароопасному сезону и устранению выявленных нарушений, У С Т А Н О В И Л: Онежский межрайонный прокурор А.В. Власов обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МО «Золотухское» о возложении обязанности организовать подготовку к летнему пожароопасному сезону и устранить выявленные при проведении проверки нарушения федерального закона. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения муниципальными образованиями Федерального закона «О пожарной безопасности» в части готовности населенных пунктов к началу пожароопасного периода на территории Онежского района выявлено, что на территории МО «Золотухское» расположено три населенных пункта, подверженных угрозе лесных пожаров: п. Унежма, п. Куша и п. Золотуха, что может повлечь за собой наступление чрезвычайных ситуаций и гибель граждан. 07 июня 2011 года Онежский межрайонный прокурор А.В. Власов обратился в суд с заявлением об уточнении исковых требований, в котором просил суд возложить на ответчика обязанность организовать подготовку к летнему пожароопасному сезону и устранить выявленные нарушения федерального закона, а именно: - создать минерализованную полосу установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - обеспечить подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - привести площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствие с требованиями по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - организовать своевременную очистку территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - организовать проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона пожарных гидрантов (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - разместить указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения и направления движения к ним (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - создать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - организовать создание и функционирование добровольных пожарных формирований (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - разработать положение о порядке подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения для тушения лесных пожаров (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - подъездную автомобильную дорогу привести в соответствие с установленными требованиями ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха). В судебном заседании прокурор А.В.Феопёнтов, уточнив исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность организовать подготовку к летнему пожароопасному сезону и устранить выявленные нарушения федерального закона, а именно: - создать минерализованную полосу установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - обеспечить подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - создать (обустроить) площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - организовать проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона пожарного гидранта (п. Золотуха); - разместить указатели пожарного гидранта (п. Золотуха) и других источников противопожарного водоснабжения (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха) и направления движения к ним (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - создать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Унежма, п. Куша); - разработать положение о порядке подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения для тушения лесных пожаров (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха). Представитель ответчика глава администрации МО «Золотухское» В.В. Кулачок в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке. Просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд, выслушав прокурора Феопёнтова А.В., пояснения специалиста Суханова А.Н., исследовав материалы дела, пришел к следующему. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Как установлено в судебном заседании, в населенных пунктах п. Унежма, п. Куша и п. Золотуха муниципального образования «Золотухское» Онежского района Архангельской области в ходе проведенной проверки исполнения муниципальными образованиями поселений Федерального закона «О пожарной безопасности» в части готовности населенных пунктов к началу пожароопасного периода, были выявлены следующие нарушения: - в населенных пунктах п. Унежма, п. Куша и п. Золотуха: на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком отсутствует противопожарный разрыв и минерализованная полоса установленной ширины; отсутствует организация своевременной очистки территории населенных пунктов и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и др.; пожарные гидранты не отвечают установленным требованиям пожарной безопасности и не прошли проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона; отсутствуют указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним; не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием; отсутствует добровольное пожарное формирование; не имеется нормативно-правового акта, регулирующего порядок подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения для тушения лесных пожаров. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела (л.д. 10-22). На основании статьей 20, 34 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Из положений пункта 112 Правил пожарной безопасности 01-03 (далее ППБ 01-03) следует, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В нарушение указанной нормы в населенных пунктах п. Унежма, п. Куша и п. Золотуха МО «Золотухское» отсутствует минерализованная полоса установленной ширины на всей протяженности участков границы населенных пунктов с лесными участками. В п. Унежма и п. Куша отсутствует противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участков границы населенных пунктов с лесными участками. В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В п. Унежма, п. Куша и п. Золотуха не созданы площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства. Согласно п. 89 ППБ 01-03 пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием. В населенном пункте – п. Золотуха не организована проверка работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона пожарного гидранта. В соответствии с п.90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В нарушение данной нормы Правил отсутствуют указатели пожарного гидранта в п. Золотуха и других источников противопожарного водоснабжения в п. Унежма, п. Куша и п. Золотуха, а также направления движения к ним. В соответствии с положениями статьи 19 ФЗ № 69 –ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Однако в населенных пунктах п. Куша, п. Золотуха и п. Унежма отсутствует положение о порядке подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения для тушения лесных пожаров. Как пояснил в судебном заседании специалист Суханов А.Н. в населенных пунктах п. Унежма, п. Куша и п. Золотуха, расположенных на территории МО «Золотухское», не в полной мере выполняются требования пожарной безопасности. Указанные прокурором в уточненном исковом заявлении нарушения требований пожарной безопасности являются обоснованными. У суда не имеется оснований не доверять пояснениям специалиста. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичная норма содержится в п. 9 ст. 9 Устава МО «Золотухское» (л.д. 45). Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления МО «Золотухское» полномочий, возложенных на него Федеральным законом и предусмотренных Уставом муниципального образования. Факт несоблюдения требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования со стороны администрации МО «Золотухское», на которую законом возложено выполнение данной обязанности, наличия угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания. Доказательств, подтверждающих, что администрация МО «Золотухское» в целях безопасности жизни и здоровья людей в населенных пунктах, расположенных на территории МО «Золотухское», в полной мере выполняет свои обязанности в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, ответчиком, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ в судебном заседании не представлено. Суд не принимает во внимание как доказательства выполнения в полном объеме обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, представленные ответчиком паспорта пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе пожаров: п. Унежма, п. Куша и п. Золотуха, утвержденные главой МО «Золотухское» 16 мая 2011 года, согласно которым указанные населенные пункты готовы к летнему пожароопасному сезону (л.д. 30-37), поскольку их положения в части противоречат пояснениям специалиста. С учетом изложенного суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными. На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождаются от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: иск Онежского межрайонного прокурора А.В.Власова в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования «Золотухское» Онежского района Архангельской области обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования «Золотухское», а именно: - создать минерализованную полосу установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - обеспечить подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - создать (обустроить) площадки у источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - организовать проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона пожарного гидранта (п. Золотуха); - разместить указатели пожарного гидранта (п. Золотуха) и других источников противопожарного водоснабжения (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха), а также направления движения к ним (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха); - создать противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком (п. Унежма, п. Куша); - разработать положение о порядке подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения для тушения лесных пожаров (п. Унежма, п. Куша, п. Золотуха). Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств соответствующего бюджета. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы (представления) через Онежский городской суд. Председательствующий подпись А.А. Кузнецов ...
Именем Российской Федерации