Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Онега 11 августа 2011 года Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Кузнецова А.А., с участием помощника Онежского межрайонного прокуратура Феопёнтова А.В., при секретаре Ивановой Г.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело № 2-409 по заявлению исполняющего обязанности Онежского межрайонного прокурора Архангельской области И.Д. Федоровцева, поданному в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Нименьгское», о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия решение Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Нименьгское» от 19.10.2010 года № 72 «Об утверждении тарифов по содержанию и найму жилых помещений ООО «Прометей Плюс» в поселке Шаста, У С Т А Н О В И Л: 04 августа 2011 года исполняющий обязанности Онежского межрайонного прокурора И.Д. Федоровцев в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «Нименьгское», на основании ст. 254 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением о признании недействительным решение Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» от 19.10.2010 года № 72 «Об утверждении тарифов по содержанию и найму жилых помещений ООО «Прометей Плюс» в поселке Шаста и возложении обязанности устранить в полном объеме нарушения жилищных прав граждан. В обоснование поданного заявления прокурор указал, что решением Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» № 72 от 19.10.2010 года установлены тарифы на содержание и ремонт жилого фонда для ООО «Прометей Плюс» в размере 13,65 руб. Ранее действующий тариф для населения согласно постановлений главы МО «Нименьгское» от 16.01.2008 № 3 и 12.09.2008 № 24 применялся в размере 3,36 руб. С 01.12.2010 года на основании постановления и.о. главы МО «Нименьгское» от 11.01.2011 № 1 МУП «Нименьгское коммунальное хозяйство» оказывает населению услуги по содержанию жилфонда п.Шаста по установленным для ООО «Прометей Плюс» тарифам. Между тем, собственниками жилых помещений в многоквартирном доме способ управления домом не определен, выбор управляющей организации не осуществлялся, открытый конкурс на право заключения договора управления многоквартирными домами п.Шаста не проводился. На основании пунктов 11, 29 и 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491 от 13.08.2006 г., ст. 155 и ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого дома устанавливается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома на основании утвержденного перечня объемов и качества работ и услуг. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем на 1 год. В отдельных случаях плата за жилое помещение для собственников жилья устанавливается органами местного самоуправления, а именно если собственники не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если решение собственников о выборе способа управления домом не реализовано. Плата за жилое помещение устанавливается только по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с постановлением правительства РФ от 06.02.2006 № 75 равной цене договора управления. Если собственники помещений на общем собрании не приняли решение о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы устанавливается исходя из стоимости работ, услуг, входящих в утвержденный общим собранием перечень. В полном объеме регулирование платы за жилое помещение осуществляется органами местного самоуправления только для нанимателей жилого помещения. Без определения собственниками помещений перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установление органом местного самоуправления или органом государственной власти города федерального значения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения неправомерно. При отсутствии решения собственников жилого помещения в многоквартирном доме о выборе способа управления, принятие органом местного самоуправления вне процедуры открытого конкурса решения об установлении размера платы за жилое помещение также неправомерно. В нарушение вышеуказанных норм законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, органом местного самоуправления поселения, утверждены тарифы на содержание и ремонт жилого дома, которые по состоянию на 03.08.2011 года являются действующими. Решением Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» от 19.10.2010 N 72 нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц – собственников жилых помещений, расположенных на территории п.Шаста. В судебном заседании 08 августа 2011 года помощник Онежского межрайонного прокурора В.А. Яковлева представила заявление, об уточнении заявления об оспаривании решения Совета депутатов МО «Нименьгское» от 19.10.2010 г. № 72, в котором исполняющий обязанности Онежского межрайонного прокурора И.Д. Федоровцев, просит на основании ст. 251 ГПК РФ признать недействующим Решение Совета депутатов со дня его принятия. В обоснование уточненных требований прокурор дополнительно указал, что решение Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» официально опубликовано 26.10.2010 в газете «Онега» № 119 (стр.3). Решение вынесено с нарушением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 62-63). Определением Онежского городского суда от 08 августа 2011 года в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное унитарное предприятие «Нименьгское коммунальное хозяйство». В судебном заседании помощник Онежского межрайонного прокурора А.В. Феопёнтов поддержал заявление об оспаривании нормативного правового акта, просил признать решение Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» от 19.10.2010 года № 72 «Об утверждении тарифов по содержанию и найму жилых помещений ООО «Прометей Плюс» в поселке Шаста противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия. Представитель заинтересованного лица глава администрации МО «Нименьгское» Л.Ю. Коголева пояснила, что в соответствии с положениями Устава МО «Нименьгское» председателем Совета депутатов МО является глава муниципального образования. С требованиями прокурора не согласна в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях на заявление (л.д. 77-79). Признание Решения Совета депутатов недействующим со дня его принятия, повлечет большие финансовые затраты для администрации муниципального образования. Решение Совета депутатов от 19.10.2010 г. № 72 является нормативным правовым актом, было опубликовано 26.10.2010 года в газете «Онега» № 119, на сегодняшний день Решение не утратило силу, его действие распространяется на МУП «Нименьгское КХ», в ведение которому с 1 декабря 2010 года передан весь жилищный фонд п. Шаста. На территории указанного населенного пункта имеются многоквартирные дома, в которых собственники не определились со способом управления многоквартирными домами, на территории поселения не созданы ТСЖ, управляющих организаций кроме МУП «Нименьгское КХ» не имеется, открытый конкурс на определение цены договора управления многоквартирным домом не проводился. Представитель заинтересованного лица МУП «Нименьгское» коммунальное хозяйство» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В представленном в суд отзыве на заявление директор МУП «Нименьгское» коммунальное хозяйство» И.В. Иванова не согласилась с требованиями прокурора. Указала, что МУП «Нименьгское» создано 31 декабря 2010 года, финансовую деятельность ведет с 1 сентября 2010 года. С 1 декабря 2010 года по акту передачи и закрепления имущества на праве хозяйственного ведения от 01.12.2010 года предприятию было передано имущество поселка Шаста. С 1 декабря 2010 года постановлением главы МО «Нименьгское» № 1 от 11 января 2011 года МУП «Нименьгское КХ» временно разрешено применение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в п. Шаста, установленных для ООО «Прометей плюс», тариф 13,10 руб., в том числе содержание и ремонт жилого фонда – 10,40 руб. за кв.м., сбор и вывоз ТБО – 2,70 руб. за 1 кв.м. (л.д. 80-81) Заслушав помощника прокурора, представителя заинтересованного лица, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующему. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать федеральные законы. Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» от 19.10.2010 года № 72 утверждены тарифы по содержанию и найму жилых помещений для ООО «Прометей Плюс» в поселке Шаста в размере 13,65 рублей (л.д. 11-14). Выбор ООО «Прометей Плюс» в качестве управляющей организации, в установленном законом порядке, не проводился. В период с 08.07.2010 г. по 01.12.2011 г. жилфонд п. Шаста находился на обслуживании ООО «Прометей Плюс», которое оказывало населению услуги по содержанию жилого фонда по тарифам, установленным Решением Совета депутатов от 19.10.2010 года № 72 (л.д. 9, 16, 20, 22-31). На основании постановления главы администрации МО «Нименьгское» от 11 января 2011 года применение указанных тарифов с 01 декабря 2010 года временно разрешено МУП «Нименьгское коммунальное хозяйство» (л.д. 10). Решение Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» от 19.10.2010 года № 72 является муниципальным нормативным правовым актом, опубликовано 26 октября 2010 года в газете «Онега» № 119 (л.д. 64-65). На территории п. Шаста МО «Нименьгское» имеются многоквартирные дома (л.д. 59), в которых собственники не определились со способом управления многоквартирными домами, на территории поселения не созданы ТСЖ, управляющих организаций кроме МУП «Нименьгское КХ» не имеется, открытый конкурс на определение цены договора управления многоквартирным домом не проводился. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами. На основании п. 7 ст. 43 Устава МО «Нименьгское», принятого Советом депутатов МО «Нименьгское» 23 ноября 2005 года, цены и тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, устанавливаются органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральным законом (л.д. 36-47, 57-58). В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе, плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ и п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила), плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. В силу ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, п.п.34, 36 Правил размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Вместе с тем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений в соответствии с ч.7 ст.156 ЖК РФ, п. 17 Правил устанавливается на общем собрании собственников таких помещений. Из установленного в судебном заседании следует, что на территории поселка Шаста муниципального образования «Нименьгское» имеются многоквартирные дома, в которых собственники не определились со способом управления многоквартирными домами, на территории поселения не созданы ТСЖ, собственники жилых помещений не избрали способ управления домами – управление управляющей организацией, открытый конкурс на определение цены договора управления многоквартирным домом не проводился. В то же время, оспариваемым Решением размер платы установлен вне зависимости от способа управления домом, а также для всех граждан (нанимателей и собственников жилых помещений). Однако, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях и в порядке, указанных в пунктах 34 и 36 Правил, и в соответствие со ст.156 ЖК РФ. Установление органами местного самоуправления указанной платы в иных случаях не соответствует законодательству Российской Федерации. Таким образом, установление органами местного самоуправления тарифа за содержание и ремонт жилого фонда в многоквартирных домах для населения поселка Шаста МО «Нименьгское» без учета способа управления многоквартирным домом и иных оговоренных Правилами случаях является незаконным. С учетом изложенного доводы прокурора о том, что решение Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» от 19.10.2010 года № 72 «Об утверждении тарифов по содержанию и найму жилых помещений ООО «Прометей Плюс» в поселке Шаста противоречит федеральному законодательству, следует признать обоснованными. Оспариваемое Решение противоречит действующему законодательству, не соответствует требованиям ст. 154 Жилищного кодекса РФ и п. 34 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. В нарушение положений ст. 56, ч.1 ст. 249 ГПК РФ заинтересованным лицом не представлено доказательств законности принятия оспариваемого прокурором Решения. Доводы, изложенные в письменных возражениях на заявление, не опровергают установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела и не являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Поскольку процедура принятия решения Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» от 19.10.2010 года № 72 прокурором не оспаривается, на основании данного нормативного правового акта начислялась плата, прокурором ни в поданном в суд заявлении, ни в судебном заседании не приведены мотивы, по которым необходимо признавать Решение недействующим со дня его принятия, суд считает возможным признать недействующим оспариваемое Решение со дня вступления решения суда в законную силу. Признание недействующим оспариваемого Решения со дня вступления решения суда в законную силу согласуется и с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: заявление исполняющего обязанности Онежского межрайонного прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» от 19.10.2010 года № 72 «Об утверждении тарифов по содержанию и найму жилых помещений ООО «Прометей Плюс» удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Нименьгское» от 19.10.2010 года № 72 «Об утверждении тарифов по содержанию и найму жилых помещений ООО «Прометей Плюс» в поселке Шаста. Решение суда о признании решения Совета депутатов второго созыва МО «Нименьгское» от 19.10.2010 года № 72 «Об утверждении тарифов по содержанию и найму жилых помещений ООО «Прометей Плюс» в поселке Шаста недействующим, влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в газете «Онега». Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме. Председательствующий подпись А.А. Кузнецов ...