О назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-439-11

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Онега 13 сентября 2011 г.

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю.

при секретаре Пешехоновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьева Анатолия Павловича к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Онежском районе Архангельской области» о признании незаконным отказ в назначении трудовой пенсии по старости и об обязывании к назначению пенсии с момента обращения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Онежский городской суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости и об обязывании к назначению пенсии с момента обращения – 20 июля 2011 г.

Обосновывая свои требования, истец указал, что в июле 2011 г. он обратился в ГУ УПФ РФ в Онежском районе с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по возрасту, в чем ему было отказано в связи с недостаточностью специального трудового стажа. Комиссией были исчислены как год работы за год стажа периоды работы с 1 апреля 1993 г. по 16 декабря 1997 г. и с 19 декабря по 31 декабря 1997 г. когда он работал заведующим Онежским районным отделением ГУЗ «ОБСМЭ». Однако в данный период в его прямые функциональные обязанности входило судебно-медицинское исследование трупов и живых лиц. За оспариваемый период им осуществлено 1066 актов судебно-медицинского исследования трупов и 1492 акта судебно-медицинского освидетельствования живых и потерпевших лиц. Указанные периоды работы должны быть исчислены как один год работы за один год и шесть месяцев. Таким образом его стаж работы в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья граждан на 20 июля 2011 г. составляет более 30 лет.

Воробьев А.П. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указал что в оспариваемый период имело место неправильное написание его должности. Фактически он осуществлял не административные функции, а функции врача – судебно-медицинского эксперта, наименование должности не влияло на объем его работы, поскольку в Онежском районе он являлся единственным работником-врачом ГУЗ «ОБСМЭ».

Представитель ГУ УПФ РФ в Онежском районе Пономарев А.А. в судебном заседании исковые требования не признал и указал, что должность истца не указана как льготная в нормативных документах. Между тем представитель признал факт того, что в оспариваемый период истец являлся единственным врачом судебно-медицинским экспертом, производившим исследование трупов и освидетельствование живых лиц.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, учетные журналы исследования трупов и освидетельствования живых лиц, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Статьей 27 ч.1 п.20 Закона РФ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. (в редакции от 30 декабря 2008 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 того же Закона РФ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Ранее аналогичное положение содержалось в п. 11 ч.1 ст. 28 указанного Закона РФ. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г., в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. право на досрочное назначение пенсии предоставлено врачам специалистам всех наименований (за исключением врачей-статистов), в том числе врачам – руководителям учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность, в том числе в патолого-анатомических бюро и в бюро судебно-медицинской экспертизы. Тем же постановлением Правительства РФ утверждены Правила исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ № 173-ФЗ. Согласно п. 5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В указанном перечне перечислены должности – врачи судебно-медицинские эксперты, в том числе врачи-заведующие, проводящие судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, работающие в отделах (отделениях) всех наименований бюро СМЭ, предназначенных для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

Пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения была установлена при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах также и Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Положения, аналогичные положениям, установленным постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 г., относительно врачей судебно-медицинских экспертов, в том числе врачей-заведующих, проводящие судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, работающие в отделах (отделениях) всех наименований бюро СМЭ, предназначенных для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов и возможности зачета им стажа как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, также были установлены и ранее Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066.

Истец обратился в ГУ УПФ РФ в Онежском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии 20 июля 2011 г., решением комиссии от 25 июля 2011 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту по ст. 27 ч.1 п.20 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку имеющийся стаж в 27 лет 11 месяцев 2 дня недостаточен для назначения пенсии при требуемом стаже в 30 лет (л.д. 20-22). При этом оспариваемые периоды включены в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в календарном порядке (год стажа за год работы).

Установлено, что в оспариваемые периоды согласно записи в трудовой книжке истец работал заведующим Онежским отделом СМЭ (Приказ № 51 от 1 апреля 1993 г.). Приказом № 32-л от 19 февраля 1998 г. должность переименована на «заведующий Онежским районным отделением врач – судебно-медицинский эксперт» (л.д.9). Представленные кадровые приказы не указывают в должности Воробьева А.В. наименования «Врач судебно-медицинский эксперт», а указываю лишь должность заведующего бюро СМЭ )те же сведения в карточках-справках по начислению заработной платы – л.д.52-71).

Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе, в оспариваемый период истец полный рабочий день полную рабочую неделю работал в оспариваемые периоды заведующим Онежским районным отделением, с 19 февраля 1998 г. должность переименована – заведующий Онежским районным отделением врач судебно-медицинский эксперт (л.д.18-19).

Единственная представленная в дело должностная инструкция (за оспариваемый период) заведующего отделением бюро СМЭ датирована февралем 1997 г. Указанная инструкция предполагает возможность проведения судебно-медицинских экспертиз, а также руководство специалистами, средним и младшим медицинским персоналом (л.д.44-45). Между тем по делу установлен тот факт, что в оспариваемый период Воробьев А.П. являлся единственным специалистом Онежского районного отделения, в связи с чем он выполнял всю без исключения работу по судебно-медицинскому исследованию трупов и освидетельствованию живых лиц, то есть работу врача судебно-медицинского эксперта. Данный факт не оспаривается ответчиком по делу. Согласно представленным журналам исследований истец в 1993 г. выполнил 236 исследований трупов и 189 актов освидетельствований живых лиц, в 1994 г., соответственно 252 исследования и 213 актов освидетельствований, в 1995 г. соответственно 239 исследований и 353 акта исследований, в 1996 г. соответственно 173 исследования и 356 актов исследований, в 1997 г. соответственно 166 исследований и 381 акт исследований. В соответствии с Приказом МЗ РСФСР от 27 февраля 1991 г. № 35, приложения 6 рекомендуемого перечня штатных должностей медицинского персонала бюро СМЭ, пункта 2 раздела 1 должности врачей судебно-медицинских экспертов районных отделений бюро СМЭ устанавливаются из расчета на одну должность врача судебно-медицинского эксперта, не проводящего гистологических исследований, не более чем на 80 исследуемых трупов и не более 350 экспертиз (освидетельствований) потерпевших, обвиняемых и других лиц в год. При сопоставлении фактических данных и норматива следует вывод, что Воробьев А.П. в полной мере в оспариваемый период исполнял обязанности врача судебно-медицинского эксперта. Написание его должности в трудовой книжке таким образом не в полной мере отражает фактически выполняемую им работу, поскольку исполняя обязанности заведующего отделением в виде руководства подчиненным персоналом, Воробьев А.П., являясь единственным врачом соответствующего профиля выполнял в бюро всю работу по должности врача судебно-медицинского эксперта. Однако неполное написание не может служить основанием для снижения прав и гарантий истца, предусмотренных пенсионным законодательством. Заявленные исковые требования являются обоснованными. Оспариваемый стаж работы истца подлежит зачету как год работы за один год и шесть месяцев стажа, учитываемого в льготном порядке. Оспариваемый период составляет 4 года 7 месяцев 28 дней, таким образом льготный стаж подлежит увеличению на половину этого срока (2 года 3 месяца 29 дней). Данный стаж достаточен для назначения досрочной трудовой пенсии (свыше 30 лет).

Уплаченная при подаче иска государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст. 98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Воробьева Анатолия Павловича к ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Онежском районе Архангельской области» удовлетворить.

Признать отказ ГУ УПФ РФ в Онежском районе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной работы незаконным.

Обязать ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Онежском районе Архангельской области» назначить Воробьеву Анатолию Павловичу трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 20 июля 2011 года.

Взыскать с ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в Онежском районе Архангельской области» в пользу Воробьева А.П. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Онежский городской суд.

Председательствующий Большаков А.Ю.

...

...