О возложении обязанности по организации пожаротушения



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Онега 02 августа 2011 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре Амбразайтель Е.В.,

с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Яковлевой В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело № 2-388 по исковому заявлению исполняющего обязанности Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д., поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Ярнемалес» о возложении обязанности по восполнению в пунктах сосредоточения средств пожаротушения пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря до установленных нормативов,

У С Т А Н О В И Л:

исполняющий обязанности Онежского межрайонного прокурора И.Д. Федоровцев в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Ярнемалес» о возложении обязанности по восполнению в пунктах сосредоточения средств пожаротушения пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря до установленных нормативов.

В обоснование иска прокурор указал, что в соответствии с требованиями проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка № 435 от 29.09.2008 ООО «Ярнемалес» должно обладать следующей пожарной техникой, оборудованием, снаряжением и ин­вентарем: лесопожарным модульным оборудованием объёмом 1500 л. в количестве 2 единицы; лесопотрульной пожарной машиной в количестве 1 единица; мотопомпой пожарной переносной с оснасткой производительностью до 600 - 800 л/мин – 2 единицы; напорными пожарными рукавами – 600 единиц; торфяными лесопожарными стволами – 3 единицы; бульдозером с мощностью двигателя более 100 л.с. – одна единица; трактором с плугом – 2 единицы; автомобилем повышенной проходимости – 1 единица; зажигательными аппарата­ми – 10 единиц; пенообразователями – 100 единиц; лесными ранцевыми огнетушителями – 20 единиц; ручными инструментами: лопатами в количестве 100 единиц, топорами – 10 единиц, граблями – 20 единиц, мотыгами – 20 единиц, вёдрами или иными ёмкостями объёмом до 20 л. – 10 единиц, канистрами (бидонами) для питьевой воды, ёмкостью 20 литров – 5 единиц, бензопилами – 4 единицы, электромегафонами – 2 единицы, носимыми радиостанциями – 4 единицы, аптечками первой помощи – 3 единицы, дежурной спецодеждой, индивидуальными перевязочными пакетами, кружками для воды, защитными очками, респираторами по числу членов команды пожаротушения.

В соответствии с актом проверки от 22.04.2011 г. территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на пункте сосредоточения средств пожаротушения «п. Оксовский» отсутствуют (имеются в количестве меньшем, чем установлено нормативами): напорные пожарные рукава в количестве 260 единиц, зажигатель­ные аппараты в количестве 5 единиц, лесные ранцевые огнетушители в количестве 10 единиц, лопаты в количестве 54 единицы, грабли в количестве 10 единиц, пилы поперечные в количестве 5 единиц, бидоны для питьевой воды в количестве 3 единицы, электромегафоны в количестве 2 единицы.

Наличие на пунктах сосредоточения средств пожаротушения в количестве меньшем, чем установлено действующими нормативами создаёт реальную угрозу распространения лесных пожаров, уничтожения лесов (при невозможности ликвидировать пожар), как находящихся на территории государственного лесного фонда, так и на землях иных категорий, угрозу причинения имущественного вреда Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам, угрозу причинения вреда жизни и здоровья гражданам.

В соответствии с нормой ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Статьёй 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Несоблюдение указанных экологических требований может привести к нарушению прав неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования «Онежский муниципальный район» на благоприятную окружающую среду.

Просит возложить на ответчика – ООО «Ярнемалес» в срок до 10.08.2011 обязанность разместить на пункте сосредоточения средств пожаротушения «п.Оксовский» напорные пожарные рукава в количестве 260 единиц, зажигательные аппараты в количестве 5 единиц, лесные ранцевые огнетушители в количестве 10 единиц, лопаты в количестве 54 единицы, грабли в количестве 10 единиц, пилы поперечные в количестве 5 единиц, бидоны для питьевой воды в количестве 3 единицы, электромегафоны в количестве 2 единицы.

В судебном заседании помощник прокурора В.А. Яковлева, письменно отказалась от исковых требований к ООО «Ярнемалес» в части возложения на ответчика обязанности по размещению на пунктах сосредоточения средств пожаротушения «п. Оксовский» лесных ранцевых огнетушителей в количестве 10 единиц. В остальной части заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ООО «Ярнемалес» Р.С.Емельянов, требования прокурора не признал, пояснил, что общество не оспаривает исковых требований прокурора в части возложения обязанности по размещению на пункте сосредоточения средств пожаротушения «п.Оксовский» пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря до установленных нормативов, но не согласно с актом проверки наличия пожарного инвентаря от 22 апреля 2011 года, поскольку в экземпляре, который находится в ООО «Ярнемалес» отсутствует подпись одного из членов комиссии. Поэтому полагает, что исковые требования прокурора являются необоснованными.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно п. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из п. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Пунктом 5 ст. 53 Лесного кодекса РФ установлено, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

В соответствии с п. 7 ст. 53 Лесного кодекса РФ виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Положениями пп. «а» п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).

Из п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах следует, что мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В пп. «в» п. 13 «Правил пожарной безопасности в лесах» указано, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Федеральным агентством лесного хозяйства, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Приказом министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 № 549 утверждены нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов.

В соответствии с требованиями ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из положений п. 1,5 ст. 12 Лесного Кодекса РФ следует, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Как установлено в судебном заседании, 29 сентября 2008 года между департаментом лесного комплекса Архангельской области и ЗАО «Онежское лесосплавное предприятие» был заключен договор аренды лесного участка № 435, в соответствии с которым обществу передан в аренду лесной участок, площадью 207882 га, расположенный в Архангельской области МО «Онежский муниципальный район» Онежское лесничество Чекуевское участковое лесничество кв. № 36, для целей заготовки древесины (л.д. 8-20).

Соглашением о внесении изменений и дополнений в договор аренды лес­ного участка от 29 сентября 2008 № 435 от 26 января 2010 в настоящий договор внесены из­менения в связи с реорганизацией ООО «Онежское лесосплавное предприятие» в форме присоединения к ООО «Ярнемалес», а именно в договоре аренды от 29.09.2008 № 435 произведена замена арендатора с ООО «Онежское лесосплав­ное предприятие» на ООО «Ярнемалес» (л.д.21-27).

Согласно п. 3.4.10 указанного договора аренды от 29 сентября 2008 года арендатор обязуется соблюдать на представленных ему в аренду лесных участках Правила пожарной безопасности (л.д.10).

В п. 5.3 проекта освоения лесов по лесному участку, переданного в аренду ООО «Онежское лесосплавное предприятие», указаны данные о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря (л.д. 29-30).

Как следует из заключения государственной экспертизы, указанный проект соответствует лесному законодательству, лесному плану, лесохозяйственному регламенту (л.д. 28).

В соответствии с актом проверки наличия пожарного инвентаря от 22.04.2011 года, в ООО «Ярнемалес» отсутствуют (имеются в количестве меньшем, чем установлено нормативами):

- напорные пожарные рукава в количестве 260 единиц,

- зажигатель­ные аппараты в количестве 5 единиц,

- лесные ранцевые огнетушители в количестве 10 единиц,

- лопаты в количестве 54 единицы,

- грабли в количестве 10 единиц,

- пилы поперечные в количестве 5 единиц,

- бидоны для питьевой воды в количестве 3 единицы,

- электромегафоны в количестве 2 единицы.

Из счет-фактуры № 773 от 26 июля 2011 года усматривается, что 26 июля 2011 года ООО «Ярнемалес» были приобретены огнетушители ранцевые в количестве 10 штук.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Проанализировав представленные сторонами и исследованные в судебном заседании доказательства, и оценив их в совокупности с установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд считает, что факт несоблюдения норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов в пункте сосредоточения средств пожаротушения «п. Оксовский» со стороны ООО «Ярнемалес», на которое законом и договором аренды лесного участка от 29.09.2008 г. возложено выполнение данной обязанности, наличия угрозы для жизни и здоровья неопределенного круга лиц и угрозы нарушения их прав на благоприятную окружающую среду, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, и по существу не оспаривается представителем ответчика.

Доказательств, подтверждающих, что ООО «Ярнемалес» в полной мере выполняет свои обязанности в области соблюдения норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, ответчиком, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ в судебном заседании не представлено.

Довод представителя ответчика ООО «Ярнемалес» Р.С. Емельянова о том, что требования прокурора является необоснованными, поскольку в акте проверки наличия пожарного инвентаря от 22 апреля 2011 года, имеющемся у ООО «Ярнемалес», отсутствует подпись одного из членов комиссии, не принимается судом во внимание.

Как видно из акта проверки наличия пожарного инвентаря в ООО «Ярнемалес» от 22.04.2011 года, представленного стороной истца (л.д. 31), в нем имеются подписи всех членов комиссии. Кроме того, проверка законности данного акта относительно его соответствия положениям Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не относится к предмету судебного разбирательства по настоящему делу.

С учетом изложенного суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными.

Предложенный прокурором срок устранения выявленных нарушений до 10 августа 2011 года, суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда. При этом судом учитывается сложная пожароопасная обстановка в Онежском районе.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ч. 2 ст. 45 ГПК РФ, п. 9. ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с пп. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 рублей.

При этом суд, учитывая предписание ч. 2 ст. 333.20 НК РФ и исходя из имущественного положения ответчика, находит возможном уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате до 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск исполняющего обязанности Онежского межрайонного прокурора И.Д.Федоровцева, поданный в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Ярнемалес» о возложении обязанности по восполнению в пунктах сосредоточения средств пожаротушения пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря до установленных нормативов, удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ярнемалес» в срок до 10 августа 2011 года разместить на пункте сосредоточения средств пожаротушения «п.Оксовский»:

- напорные пожарные рукава в количестве 260 единиц;

- зажигательные аппараты в количестве 5 единиц;

- лопаты в количестве 54 единицы;

- грабли в количестве 10 единиц;

- пилы поперечные в количестве 5 единиц;

- бидоны для питьевой воды в количестве 3 единицы;

- электромегафоны в количестве 2 единицы.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ярнемалес» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Онежский городской суд.

Председательствующий подпись А.А. Кузнецов

Копия верна: судья А.А. Кузнецов