Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Кузнецова А.А., при секретаре Глазовой М.В., с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Яковлевой В.А., представителя ответчика администрации МО «Онежское» Казарина А.М., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Онежского межрайонного прокурора Власова А.В., поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежское» о возложении обязанности организовать и провести работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, У С Т А Н О В И Л: Онежский межрайонный прокурор А.В. Власов в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Онежское» о возложении обязанности в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления. В обоснование иска прокурор указал, что Онежской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения экологических, санитарно - эпидемиологических и технологических норм и правил при обращении с отходами, в ходе которой на центральных улицах г. Онеги выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования. Работа по ликвидации несанкционированных свалок в г. Онеге организована ненадлежащим образом, допускаются случаи систематического нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства, что свидетельствует о нарушении конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Несвоевременная ликвидация несанкционированных свалок может привести к возникновению эпидемий и эпизоотий, и как следствие этому причинение вреда жизни и здоровью граждан – жителям города. В судебном заседании помощник прокурора В.А. Яковлева заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что представленная в материалы дела фототаблица, является приложением к акту проверки от 30.09.2011. Представитель ответчика администрации МО «Онежское» А.М. Казарин не согласен с исковыми требованиями прокурора. Пояснил, что на территории города применяются Правила благоустройства города Онеги, согласно которым границы уборки земельных участков определяются: на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине до края проезжей части улиц; на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар, и 10 метров за тротуаром без проезжей части улицы; на площадях по длине занимаемого участка, а по ширине до ближнего к зданию края площади. Границы участков, закрепленных за владельцами отдельных зданий и домов, являющихся частной собственностью граждан, по длине домовладения, по ширине до края проезжей части улиц, включая тротуар. С учетом этого администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку ответчиками являются предприятия, организации, учреждения и физические лица, собственники частных домов. Указанные лица обязаны заключать договоры на вывоз отходов с организациями, имеющими специализированный или специально оборудованный транспорт или производить оплату за вывоз отходов управляющими организациями. Не оспаривает, что обязанностью администрации является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории г. Онеги, то, что в указанных в исковом заявлении местах имеются несанкционированные свалки, земельные участки, на которых размещены такие свалки, отнесены к земельным участкам общего пользования МО «Онежское» и они ни за кем не закреплены на основании договоров. Со стороны администрации во исполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора: разработаны и утверждены Правила благоустройства города Онеги, которые в установленном порядке опубликованы; принимаются меры по направлению в полицию материалов в отношении лиц, виновных в загрязнении территории города, также будут направлены материалы и в отношении лиц, виновных в создании несанкционированных свалок, являющихся предметом судебного разбирательства; в СМИ опубликованы сведения о необходимости заключения жителями г. Онеги и находящимся на территории города организациями и учреждениями договоров на вывоз бытовых отходов с организациями, занимающимся этим видом деятельности. В администрации не имеется постановления, на основании которого производится содержание и уборка территорий, закрепленных за предприятиями, организациями и учреждениями, планов и карт, в которых закреплены территории уборки и генеральной схемы планово-регулярной и заявочной системы очистки г. Онеги, осуществляемой специализированной организацией по благоустройству. Кроме того, в администрации отсутствует финансирование на ликвидацию несанкционированных свалок. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании ч.ч. 1,7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Как установлено в судебном заседании, Онежской межрайонной прокуратурой в августе-сентябре 2011 года проведена проверка соблюдения экологических, санитарно - эпидемиологических и технологических норм и правил при обращении с отходами, в ходе которой на центральных улицах г. Онеги выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления по адресам: - напротив здания № 38 по ул. Архангельская в г. Онеге; - напротив зданий № 1 и 4 по ул. Козлова в г. Онеге; - на берегу на перекрестке ул. Вересового и Набережной в г. Онеге; - у здания Рыбинспекции по Набережной в г. Онеге; - у детского сада «Якорек» по Набережной в г. Онеге; - у памятника «Персей» по Набережной в г. Онеге; - напротив домов № 13, 15, 31, 33, 35, 37, 47, 52, 61, 75, 104, 114, 165 по пр. Кирова в г. Онеге; - по пр. Кирова в г. Онеге напротив коррекционной школы; - на ул. Матросова у магазина «Топаз» в г. Онеге; - напротив дома № 31 по ул. Матросова в г. Онеге; - напротив дома № 56 по пр. Загородный в г. Онеге; - напротив дома № 21а по ул. Приморская в г. Онеге; - напротив дома № 124 по пр. Ленина в г. Онеге; - напротив домов № 58, 62, 108, 111, 113, 129, 130 по пр. Октябрьский в г. Онеге (л.д. 9-47). Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, как следует из содержания ст. 68 ч. 2 ГПК РФ, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Онежское» Казарин А.М. не оспаривал, что обязанностью администрации является организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории г. Онеги, то, что в указанных в исковом заявлении местах имеются несанкционированные свалки, земельные участки, на которых размещены такие свалки, отнесены к землям общего пользования МО «Онежское» и они ни за кем не закреплены на основании договоров. Таким образом, суд считает, вышеизложенные обстоятельства установленными. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Санитарными правилами содержания территорий (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР, Заместителем Министра здравоохранения СССР А.И. Кондрусевым 05 августа 1988 г. № 4690-88, применяемыми в настоящее время в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 10.04.2007 № 0100/3637-07-32, установлено следующее: - п. 1.1. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». - п.1.2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. - п.1.8. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам - графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы; - п. 6.2. Исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются: титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года; список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств; организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.; - п. 6.3. Учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; - п. 6.4. Предприятиям по уборке следует: своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий; в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю. Положениями ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории. Аналогичные правовые нормы содержатся в пунктах 18, 19 ст. 9 устава МО «Онежское», утвержденного решением Совета депутатов от 22 ноября 2005 года № 9 с последующими изменениями и дополнениями. Согласно ст.ст. 16, 43 Закона Архангельской области «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч-0З и ст. 2 Устава МО «Онежское» в границы муниципального образования «Онежское» входит территория города Онега. Исходя из толкования указанных правовых норм, администрация как юридическое лицо, с одной стороны, выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования, городского округа, поселения. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, то есть первоначальные действия, непосредственно направленные на ликвидацию свалок и очистку земельных участков, в том числе из мест несанкционированного размещения отходов и мусора, находится в компетенции администрации муниципального образования. Наличие на территории поселения несанкционированных свалок означает, что указанная обязанность органами местного самоуправления исполняется ненадлежащим образом. В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, местная администрация является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Фактические обстоятельства дела и исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что обнаруженные в местах, указанных в исковом заявлении, несанкционированные свалки находятся в границах МО «Онежское», земельные участки, на которых обнаружены свалки, не предоставлены в пользование юридическим или физическим лицам, лица, виновные в размещении отходов на данной территории, не установлены. Наличие на территории г. Онеги несанкционированных свалок является следствием ненадлежащего исполнения ответчиком установленных федеральным законодательством полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории, где указанные свалки расположены. Согласно подпункту 3.8 Правил благоустройства г. Онеги, утвержденных решением Совета депутатов МО «Онежское» от 27 сентября 2006 года № 44, запрещается сорить в общественных местах и производить свалку мусора и грунта вне отведенных для этих целей местах (л.д. 67). В силу положений части 3 статьи 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанные требования обязательны для исполнения на территории поселения. Ответственность за нарушение указанных Правил установлена статьей 7.8 Закона Архангельской области от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях». Нарушение населением требований Правил благоустройства означает отсутствие должного контроля за их исполнением. В силу положений п. 4.5 Правил благоустройства г. Онеги содержание и уборка территорий, закрепленных за предприятиями, организациями, учреждениями и т.д., производятся согласно постановлению администрации муниципального образования. Границы закрепленных территорий наносятся на планы и карты отделом городского хозяйства совместно со специализированной организацией по благоустройству, копии планов хранятся на предприятиях, в организациях, учреждениях и т.д. Границы уборки земельных участков определяются: на улицах с двухсторонней застройкой - по длине занимаемого участка, по ширине - до края проезжей части улиц; на улицах с односторонней застройкой - по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром без проезжей части улицы; на площадях - по длине занимаемого участка, а по ширине - до ближнего к зданию края-площади. Границы участков, закрепленных за владельцами отдельных зданий и домов, являющихся частной собственностью граждан - по длине домовладения, по ширине - до края проезжей части улиц, включая тротуар. Из буквального содержания приведенного пункта Правил (п. 4.5) видно, что содержание и уборка территорий производится предприятиями, организациями, учреждениями и владельцами отдельных зданий и домов, являющихся частной собственностью граждан, лишь в случае, когда территории закреплены за ними на основании постановления администрации муниципального образования, а границы закрепленных территорий нанесены отделом городского хозяйства совместно со специализированной организацией по благоустройству на планы и карты. Между тем, из установленного в судебном заседании усматривается и это следует из объяснений представителя ответчика А.М. Казарина, данных им в судебном заседании, в администрации не имеется постановления, на основании которого производится содержание и уборка территорий, закрепленных за предприятиями, организациями и учреждениями, не имеется планов и карт, в которых закреплены территории уборки, а также не имеется генеральной схемы планово-регулярной и заявочной системы очистки г. Онеги, осуществляемой специализированной организацией по благоустройству. При таких обстоятельствах, является необоснованным довод представителя ответчика о том, что администрация не является надлежащим ответчиком. Доводы представителя ответчика А.М. Казарина о несогласии с требованиями прокурора, в связи с тем, что образовавшиеся несанкционированные свалки на территории г. Онеги, и как следствие загрязнение города, связано с нежеланием организаций, учреждений, предприятий и жителей заключить договоры на вывоз бытового мусора, суд не принимает во внимание. В судебном заседании установлено, что несанкционированные свалки в в г. Онеге не вывезены до настоящего времени, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных на территории г. Онеги не организован. Довод представителя администрации МО «Онежское» А.М. Казарина об отсутствии финансирования на ликвидацию несанкционированных свалок, также не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку это вопрос исполнения решения суда и правового значения для рассмотрения данного спора не имеет. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора предполагает принятие комплекса мер, включающих создание и обустройство в достаточном количестве специальных мест сбора отходов и мусора, их своевременный вывоз, в том числе ликвидацию несанкционированных свалок. Поэтому является неубедительным утверждение представителя ответчика, что администрацией исполнена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, путем совершения следующих действий: разработаны и утверждены Правила благоустройства города Онеги, которые в установленном порядке опубликованы; принимаются меры по направлению в полицию материалов в отношении лиц, виновных в загрязнении территории города, также будут направлены материалы и в отношении лиц, виновных в создании несанкционированных свалок, являющихся предметом судебного разбирательства; в СМИ опубликованы сведения о необходимости заключения жителями г. Онеги и находящимся на территории города организациями и учреждениями договоров на вывоз бытовых отходов с организациями, занимающимся этим видом деятельности. Кроме того, для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155) Органы местного самоуправления устанавливают режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов. Режим работы организаций иной формы собственности и индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Также органы местного самоуправления определяют предельные сроки вывоза бытовых отходов, утверждают тарифы по оказанию услуг по вывозу отходов, устанавливают льготы по оплате для отдельных категорий потребителей. Ненадлежащее неисполнение администрацией МО «Онежское» своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В случае необходимости защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор, в силу ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением об устранении допущенных нарушений лицами, на которых законом возложена обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства. В данном случае прокурор воспользовался своим правом на защиту прав неопределенного круга лиц, проживающих в городе Онеге Архангельской области. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления МО «Онежское» полномочий, возложенных на них федеральным законом и Уставом по организации и осуществлению мероприятий по благоустройству территории населённого пункта, и не ущемляют самостоятельность администрации МО «Онежское» в решении вопросов местного значения. С учетом вышеизложенного исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Предложенный прокурором срок устранения выявленных нарушений – 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит соответствующим принципу соблюдения конституционных прав и законных интересов жителей г. Онеги на благополучную окружающую среду, а также разумным и достаточным для исполнения решения суда. На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождаются от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: иск Онежского межрайонного прокурора Власова А.В. в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Онежское», удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования «Онежское» Онежского района Архангельской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления: - напротив здания № 38 по ул. Архангельская в г. Онеге; - напротив здания № 4 по ул. Козлова в г. Онеге; - напротив здания № 1 по ул. Козлова в г. Онеге; - на берегу на перекрестке ул. Вересового и Набережной в г. Онеге; - у здания Рыбинспекции по Набережной в г. Онеге; - у детского сада «Якорек» по Набережной в г. Онеге; - у памятника «Персей» по Набережной в г. Онеге; - у памятника «Персей» по Набережной в г. Онеге; - напротив дома № 61 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 104 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 37 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 47 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 35 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 33 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 47 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 31 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 15 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 13 по ул. Гоголя в г. Онеге; - напротив дома № 114 по пр. Кирова в г. Онеге; - по пр. Кирова в г. Онеге напротив коррекционной школы; - на ул. Матросова у магазина «Топаз» в г. Онеге; - напротив дома № 31 по ул. Матросова в г. Онеге; - напротив дома № 56 по пр. Загородный в г. Онеге; - напротив дома № 21а по ул. Приморская в г. Онеге; - напротив дома № 124 по пр. Ленина в г. Онеге; - напротив дома № 165 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 75 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 52 по пр. Кирова в г. Онеге; - напротив дома № 58 по пр. Октябрьский в г. Онеге; - напротив дома № 62 по пр. Октябрьский в г. Онеге; - напротив дома № 108 по пр. Октябрьский в г. Онеге; - напротив дома № 130 по пр. Октябрьский в г. Онеге; - напротив дома № 111 по пр. Октябрьский в г. Онеге; - напротив дома № 113 по пр. Октябрьский в г. Онеге; - напротив дома № 129 по пр. Октябрьский в г. Онеге; - напротив дома № 113 по пр. Октябрьский в г. Онеге. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств соответствующего бюджета. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи кассационной жалобы (представления) через Онежский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий подпись А.А. Кузнецов ...