О возложении обязанности провести работы по ликвидации несанкционированных свалок



Дело № 2-512-10

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

10 ноября 2011 г. г. Онега

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю.,

при секретаре Пешехоновой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Онежское» возложении обязанности организовать и провести работы по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной рядом с автодорогой Онега-Ярнема у старого кладбища в МО «Онежское» Архангельской области,

УСТАНОВИЛ:

Онежский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МО «Онежское» о возложении обязанности организовать и провести работы по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной рядом с автодорогой Онега-Ярнема у старого кладбища в МО «Онежское» Архангельской области.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения экологических, санитарно-эпидемиологических и технологических норм и правил при обращении с отходами выявлена указанная несанкционированная свалка отходов. Размещение свалки в пределах территории города противоречит нормам федерального законодательства. Бездействие администрации города по непринятию мер по уборке свалки также противоречит закону, поскольку такая деятельность отнесена законом к компетенции органов местного самоуправления. Нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, несвоевременная ликвидация свалки может привести к возникновению эпидемий и эпизоотий, и как следствие причинение вреда жизни и здоровью граждан. Просит установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 2 месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Некрасов Д.С. настаивал на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в иске. Указал, что полагает возможным установление срока для устранения недостатков в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации МО «Онежское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела администрация МО уведомлена надлежащим образом, имеется расписка в получении повестки, по определению суда дело рассмотрено без участия представителя ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ. Представлен отзыв, в соответствии с которым ответчик согласен с заявленными исковыми требованиями (л.д.35).

Заслушав прокурора Некрасова Д.С., исследовав представленные материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

МО «Онежское» наделено статусом городского поселения в соответствии со ст. 16 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 г. № 258-внеоч.-ОЗ. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Границы МО «Онежское» определены Законом Архангельской области от 27 сентября 2006 г. № 214-12-ОЗ «Об описании границ территорий муниципального образования «Онежский муниципальный район» и вновь образованных в его составе муниципальных образований». Границы МО «Онежское» определены как территория г. Онеги и территория между поселениями в пределах МО «Онежское», при этом территория МО граничит с территориями других сельских поселений. Приложением 1 к закону является карта, определяющая границы МО в пределах территории района. Данная карта представлена в деле (л.д.34). Согласно указанному закону район старого кладбища у автодороги Онега-Ярнема, а также месторасположение свалки на указанном участке находится в границах МО «Онежское». Данный факт не отрицается также представителем МО «Онежское» в отзыве (л.д.35).

Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Пунктом 2 ст.13 того же Закона РФ установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 и ст. 22 Закона РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами РФ. Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст. 21 того же Закона РФ).

В нарушение требований Санитарных правил СП 2.1.7. 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» существует несанкционированная свалка, не имеющая санитарно-эпидемиологического заключения. Согласно СП 2. 1.7. 1038-01 (введены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 2030 мая 2001 г. № 16) полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов (п.2.1). Размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. (п.3.2).

Санитарными правилами содержания территорий (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР, Заместителем Министра здравоохранения СССР 05 августа 1988 г. № 4690-88, применяемыми в настоящее время в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 10 апреля 2007 № 0100/3637-07-32, установлено следующее:

- п. 1.1. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

- п.1.2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

- п.1.8. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам - графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы;

- п. 6.2. Исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются:

титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;

список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств;

организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.;

- п. 6.3. Учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны:

своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов;

проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест;

- п. 6.4. Предприятиям по уборке следует:

своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий;

в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю.

Как установлено в судебном заседании, 20 сентября 2011 г. помощником Онежского межрайонного прокурора проведена проверка на предмет соблюдения экологических, санитарно-эпидемиологических и технологических норм и правил при обращении с отходами. Согласно представленному акту проверки выявлена несанкционированная свалка ТБО у старого кладбища рядом с автодорогой Онега-Ярнема (л.д.6-18). Указанное место находится на территории МО «Онежское». Никаких разрешительных документов на организацию свалки администрация МО не представила и не доказала законность нахождения свалки на территории города в соответствии со ст. 56 ГПК РФ.

Согласно положениям пункта18 ст. 9 Устава МО «Онежское» в полномочиях органа местного самоуправления находятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом судом устанавливается неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что может привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также может повлечь возникновение эпидемий и эпизоотий и как следствие причинение вреда жизни и здоровью граждан. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора предполагает принятие комплекса мер, включающих создание и обустройство в достаточном количестве специальных мест сбора отходов и мусора, их своевременный вывоз, в том числе ликвидацию несанкционированных свалок. Наличие возможных виновных лиц не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязанностей, возложенных на него законом. Наличие Правил благоустройства города Онеги, утвержденных решением Совета депутатов МО «Онежское» № 44 от 27 сентября 2006 г. не свидетельствует о том, что органом местного самоуправления организован надлежащим образом сбор и вывоз мусора и бытовых отходов на территории МО.

Согласно подпункту 3.8 Правил благоустройства г. Онеги, утвержденных решением Совета депутатов МО «Онежское» от 27 сентября 2006 года № 44, запрещается сорить в общественных местах и производить свалку мусора и грунта вне отведенных для этих целей местах (л.д. 13). В силу положений части 3 статьи 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанные требования обязательны для исполнения на территории поселения. Ответственность за нарушение указанных Правил установлена статьей 7.8 Закона Архангельской области от 03 июня 2003 N 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях».

Нарушение населением требований Правил благоустройства означает отсутствие должного контроля за их исполнением.

Согласно п. 4.5 Правил благоустройства г. Онеги содержание и уборка территорий, закрепленных за предприятиями, организациями, учреждениями и т.д., производятся согласно постановлению администрации муниципального образования. Границы закрепленных территорий наносятся на планы и карты отделом городского хозяйства совместно со специализированной организацией по благоустройству, копии планов хранятся на предприятиях, в организациях, учреждениях и т.д.

Границы уборки земельных участков определяются: на улицах с двухсторонней застройкой - по длине занимаемого участка, по ширине - до края проезжей части улиц; на улицах с односторонней застройкой - по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром без проезжей части улицы; на площадях - по длине занимаемого участка, а по ширине - до ближнего к зданию края-площади. Границы участков, закрепленных за владельцами отдельных зданий и домов, являющихся частной собственностью граждан - по длине домовладения, по ширине - до края проезжей части улиц, включая тротуар.

Из буквального содержания приведенного пункта Правил (п. 4.5) видно, что содержание и уборка территорий производится предприятиями, организациями, учреждениями и владельцами отдельных зданий и домов, являющихся частной собственностью граждан, лишь в случае, когда территории закреплены за ними на основании постановления администрации муниципального образования, а границы закрепленных территорий нанесены отделом городского хозяйства совместно со специализированной организацией по благоустройству на планы и карты.

Между тем по делу такие документы стороной ответчика не представлены и их наличие в соответствии со ст.56 ГПК РФ не доказана.Фактически такие документы отсутствуют в связи с чем такие правила в отношении граждан не могут применяться, так как отсутствует механизм реализации правил, помимо этого нормативные документы, указанные выше, обязанность по организации сбора мусора и бытовых отходов возлагает на ответчика и должным образом данное полномочие администрация не исполняет.

Таким образом суд полагает требования прокурора законными и обоснованными. Поскольку существование несанкционированной свалки влечет нарушение прав и законных интересов граждан, может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, суд полагает обоснованным срок для исполнения решения суда, о котором просит прокурор – в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование Онежского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать МО «Онежское» организовать и провести работы по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной рядом с автодорогой Онега-Ярнема у старого кладбища в МО «Онежское» Архангельской области, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Архангельском областном суде через Онежский городской суд.

Председательствующий Большаков А.Ю.