Дело № 2-480/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Онега 07 ноября 2011 г. Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жиркова В.Н., при секретаре Амбразайтель Е.В., с участием помощника прокурора Онежского района Феопентова А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Онежского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Архангельской области, Администрации муниципального образования «Нименьгское», о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности организовать содержание скотомогильника, приведении скотомогильника в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил, об обязывании направить заявление о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, УСТАНОВИЛ: Онежский межрайонный прокурор, действующий на основании ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Архангельской области, Администрации муниципального образования «Нименьгское», о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности организовать содержание скотомогильника, приведении скотомогильника в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил, об обязывании направить заявление, о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного на территории МО «Нименьгское» в 2 км от д.Ворзогоры (место Красный Бор). Определением суда от 21.10.2011 г. в качестве соответчиков по делу привлечены: Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, Министерство имущественных отношений Архангельской области, Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район». В судебном заседании помощник прокурора Феопентов А.В., поддерживая основание иска, уточнил заявленные исковые требования, просит суд: обязать Правительство Архангельской области привести сибиреязвенный скотомогильник, расположенный возле д.Ворзогоры Онежского района Архангельской области, в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, санитарных правил 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года №56; обязать Администрацию муниципального образования «Нименьгское» направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, возле д.Ворзогоры Онежского района Архангельской области. Представитель Правительства Архангельской области Ерегин А.Н., участвовавший в предварительном судебном заседании по делу, с иском прокурора не согласен, в обоснование своих возражений, в частности указывает, что Правительство Архангельской области является ненадлежащим лицом по заявленным требованиям, полномочия между исполнительными органами государственной власти в Архангельской области разграничены, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям должна выступать инспекция по ветеринарному надзору Архангельской области и Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области. Относительно разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, в соответствии с п.5.1 Правил выбора и отвода земельного участка для строительства скотомогильника, надлежащим ответчиком по данной части требований является Администрация муниципального образования «Нименьгское», на территории которой расположен скотомогильник. По мнению представителя ответчика заявленные в иске требования не относятся к закрытым, неэксплуатируемым скотомогильникам. Также указывает на неподсудность данного дела Онежскому городскому суду и просит передать данное дело для рассмотрения по территориальной подсудности. Определением суда от 21 октября 2011 года представителю Правительства Архангельской области отказано в удовлетворении ходатайства о передачи дела по подсудности. Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Каменева Н.Е. с уточнёнными прокурором исковыми требованиями к Правительству Архангельской области об обязывании Правительства Архангельской области привести сибиреязвенный скотомогильник, расположенный возле д.Ворзогоры Онежского района Архангельской области, в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469. Полагает, что в соответствии с нормами действующего законодательства к ведению и полномочиям Правительства субъекта отнесены вопросы содержания сибиреязвенных скотомогильников. Не согласна с исковыми требованиями, об обязывании направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, возле д.Ворзогоры Онежского района Архангельской области, к Администрации муниципального образования «Нименьгское». Данный вопрос не относится к компетенции муниципального образования «Нименьгское», и по данному требованию он не будет являться надлежащим ответчиком. Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» ни по одному из заявленных прокурором требований не является надлежащим ответчиком. Считает, что указанный сибиреязвенный скотомогильник необходимо обеспечить надлежащим обустройством и содержанием в соответствии с установленными ветеринарно-санитарными правилами, поскольку в противном случае он может представлять потенциальную опасность для человека и среды его обитания. Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Нименьгское» в судебном заседании не участвовал, в отзыве по иску ответчик не согласен с исковыми требованиями, считает, что это полномочия субъекта РФ. Представители соответчиков - Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, Министерства имущественных отношений Архангельской области, третьих лиц - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и НАО; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области, в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом. Специалист ГУ Архангельской области «Онежская районная станция по борьбе с болезнями животных» Воробъёва С.В. в судебном заседании пояснила, что сибиреязвенный скотомогильник, расположенный 2 км от д.Ворзогоры в месте с названием «Красный Бор» может представлять потенциальную патогенную опасность для человека. Сведения по данному скотомогильнику имеются в журнале эпизодического состояния Онежского района, он упоминается в 1902 и 1914 годах. Сибиреязвенный скотомогильник не имеет владельцев и лиц, ответственных за его содержание, оборудование и санитарное состояние. Поэтому в целях соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, надлежащего обеспечения эпизодического благополучия населения необходимо обеспечить его надлежащее содержание в соответствии с установленными ветеринарно-санитарными правилами, возложив эту обязанность на Правительство Архангельской области. Заслушав прокурора, участвовавших представителей сторон, специалиста, исследовав представленные материалы, суд находит иск прокурора подлежащим частичному удовлетворению. В процессе производства по делу прокурор в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования, сформулировав их в следующим образом: обязать Правительство Архангельской области привести сибиреязвенный скотомогильник, расположенный возле д.Ворзогоры Онежского района Архангельской области, в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, санитарных правил 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года №56; обязать Правительство Архангельской области и Администрацию муниципального образования «Нименьгское», направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильника, расположенного возле д.Ворзогоры Онежского района Архангельской области. Соответствующее заявление прокурора приобщено к материалам дела (л.д.111). Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные главным государственным ветеринарным инспектором РФ 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, определяют условия сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции; нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения. Указанные правила обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями. 16 октября 2009 г. по результатам проверки государственным инспектором отдела государственного внутреннего ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и НАО был составлен акт проверки в отношении Администрации муниципального образования «Нименьгское», согласно которого на момент обследования выявлено следующее: на территории муниципального образования «Нименьгское», в двух километрах от д. Ворзогоры Онежского района, в месте Красный Бор, находится сибиреязвенный скотомогильник, в котором было произведено захоронение трупов животных, павших от сибирской язвы в 1914 году; скотомогильник имеет площадь 400 кв.м., ограничен канавами по всему периметру, ограждён дощатым забором со стороны подъездной дороги, по остальному периметру обнесён проволочным заграждением. В настоящее время скотомогильник является бесхозяйным объектом (л.д.17-19). Государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и НАО по результатам проверки было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 21.09.2009 г. (л.д.15-16). Согласно акта выездной проверки государственного инспектора Управления Федеральной службы по ветеринарному фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и НАО осуществленной 21 сентября 2010 г., подтвердились ранее выявленные обстоятельства в отношении бесхозяйного сибиреязвенного скотомогильника (л.д.12-13). Состояние скотомогильника не соответствует требованиям п. п. 5.6, 5.8, 6.2 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.12.1995 за № 13-7-2/469, в соответствии с которыми территория скотомогильника должна быть огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора должна быть установлена траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, должен быть обустроен люк, обваловка, в результате чего доступ к указанному объекту должен осуществляется свободно. Яма должна быть оборудована навесом- высотой 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра. Согласно п. 5.8. указанных правил над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Согласно п.6.2. правил ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. Сведения о том, что скотомогильник возле д.Ворзогоры Онежского района Архангельской области соответствует указанным требованиям суду ответчиками не представлено. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению, ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней относится к ведению исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Между тем скотомогильник, расположенный в 2 км от д.Ворзогоры (место Красный Бор) Онежского района Архангельской области, является бесхозяйным. Суду не представлено сведений о нахождении указанного сибиреязвенного скотомогильника на балансе администрации МО «Нименьгское», либо на балансе МО «Онежский муниципальный район». Соответствующие меры по поддержанию его в должном состоянии никем не предпринимаются, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, обязанности создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, не предусматривают обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории МО «Нименьгское» в Онежском районе бесхозяйного скотомогильника. Правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не распространяется на оборудование и содержание скотомогильников, в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены пп. 8, 23 п.1 ст.14, пп. 7, 21 п.1 ст.15 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п,2 ст. 11 федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Поэтому именно Правительство Архангельской области обязано организовать мероприятия по приведению места захоронения крупного рогатого скота, умершего от сибирской язвы, находящегося на территории МО «Нименьгское» в 2 км от д.Ворзогоры Онежского района Архангельской области, и приведению его в соответствие с требованиями действующих ветеринарно-санитарных правил. Доказательств отнесения данного скотомогильника к федеральному имуществу, к собственности Российской Федерации со стороны ответчика – Правительства Архангельской области, суду не представлено. Из исследованных судом доказательств усматривается, что данный скотомогильник не является собственностью Российской Федерации. Таким образом, данный скотомогильник должен быть поставлен на учет как имущество, принадлежащее субъекту Российской Федерации – Архангельской области. В связи с тем, что указанный объект недвижимого имущества – скотомогильник, до настоящего времени не значится в реестре государственной собственности Архангельской области, ответчик обязан внести соответствующие сведения в реестр государственной собственности Архангельской области. При таких обстоятельствах на Правительство Архангельской области должна быть возложена обязанность по принятию мер для постановки на учет в государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного скотомогильника, расположенного возле д.Ворзогоры Онежского района Архангельской области. Таким образом, требования прокурора Онежского района к Правительству Архангельской области следует признать обоснованными, надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям является Правительство Архангельской области, поэтому в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Нименьгское», и к ответчикам: министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, министерству имущественных отношений Архангельской области, администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», следует отказать, поскольку они не основаны на законе. Принимая во внимание сложность организации работ, финансовых затрат на ее проведение, суд считает необходимым определить срок для проведения работ приведению скотомогильника, расположенного на территории МО «Нименьгское» в 2 км от д.Ворзогоры (место Красный Бор) Онежского района Архангельской области, в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в разумный срок, в течении 5 (пяти) месяцев, а в отношении требования об обязывании принятия мер по постановке скотомогильника на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества, в течении двух месяцев после вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Онежского района, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично. Обязать Правительство Архангельской области привести сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на территории МО «Нименьгское» в 2 км от д.Ворзогоры (место Красный Бор) Онежского района Архангельской области, в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, в течении пяти месяцев после вступления решения в законную силу. Обязать Правительство Архангельской области принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в 2 км от д.Ворзогоры (место Красный Бор) Онежского района Архангельской области, в течении двух месяцев после вступления решения в законную силу. В удовлетворении исковых требований прокурора Онежского района к администрации муниципального образования «Нименьгское» – отказать. В удовлетворении исковых требований прокурора Онежского района к министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, министерству имущественных отношений Архангельской области, администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» – отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельский областной суд в течение 10 дней, со дня изготовлении в окончательной форме, через суд его вынесший. Решение в окончательной форме изготовлено 08 ноября 2011 года. Председательствующий судья В.Н. Жирков ...в