Дело № 2-403-11 г. Онега 26 сентября 2011 г. Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю., при секретаре Свербей Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тропина Николая Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области о включении периода работы в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию с момента подачи заявления, У С Т А Н О В И Л: Тропин Н.Н. обратился в суд иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области (далее – ГУ УПФ РФ в Онежском районе) о включении периода работы с 10 апреля по 1 ноября 1979 г. в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и возложении обязанности на ответчика назначить пенсию с момента подачи заявления – 3 июня 2011 г. В обоснование заявленных требований указал, что 3 июня 2011 г. он получил вступившее в законную силу решение суда, согласно которому ему был установлен льготный стаж 12 лет 1 месяц 4 дня. По тому же решению установлено его право на повышенный размер базовой части трудовой пенсии за работу на Крайнем Севере. С данным решением, а также имея на руках документы еще о дополнительном периоде льготной работы, 3 июня 2011 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, в чем ему было отказано в связи с недостаточностью льготного стажа. Период работы с 10 апреля по 1 ноября 1979 г. был исключен из льготного стажа. Однако в указанный период он работал в должности рулевого-моториста на теплоходе «Череповец» согласно записи в трудовой книжке. Указанный льготный стаж подтвержден архивной справкой. Теплоход «Череповец» является буксирным плотоводом с районом плавания до 500 километров. Буксирный плотовод не является служебно-вспомогательным, разъездным, постоянно работающим на акватории порта, судном пригородного или городского сообщения. По списку № 2 должность рулевой-моторист относится к машинной (машинно-палубной) команде, работа является льготной, согласно действовавшему законодательству работа по совмещению засчитывалась в льготный стаж. С учетом дополнительных документов его льготный стаж составляет более 12 лет 8 месяцев, в связи с чем ему должна быть назначена льготная пенсия. В судебном заседании Тропин Н.Н. настаивал на удовлетворении иска по изложенным доводам. Указал, что даже по лицевым счетам видно, что на теплоходе он находился постоянно, практически не вылезал с него, заработная плата при окладе в 132 рубля была значительно выше. Судно являлось плотоводом, буксировало баржи по рекам Сухона, Юг и другим. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Онежском районе Пономарев А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что Тропин Н.Н. не представил документы, подтверждающие льготный характер работы в оспариваемый период. Полагает, что технические характеристики судна не указывают на то, что оно не использовалось на работах в порту, на разъездных или служебно-вспомогательных работах, не являлось портовым, судном городского или пригородного сообщения. Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ). Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 Закона № 173-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 10 Закона № 173-ФЗ). На основании п. 2 ст. 28.1 Закона № 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 п. 1 ст. 27 и подпунктами 7-9 п. 1 ст. 28 настоящего закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ мужчинам назначается досрочная трудовая пенсия по старости по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (далее – Список № 2 от 1991 г.). При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями) (далее - Список № 2 от 1956 г.), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта. В соответствии с разделом ХХVIII «Транспорт» подраздела 3 «Морской и речной флот» подп. 1 «Плавающий состав» Списка ... от 1991 г. правом на назначение досрочной пенсии пользуются работники машинной команды судов служебно-вспомогательного и портового флота, постоянно работающие на акватории флота, являющиеся плавающим составом судов морского и речного флота, в том числе: машинисты всех наименований, мотористы всех наименований, механики и их помощники, главные и старшие механики, электромеханики и их помощники, электромеханики старшие. Согласно Списку № 2 от 1956 г. право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах было предоставлено лицам, работавшим на должностях «мотористы, старшие мотористы» (раздел ХХХ пункт 3 Речной флот). Согласно постановлению Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 27 декабря 1983 г. дополнено разъяснение тех же органов от 2 апреля 1976 г. № 5/8, за лицами, пользующимися правом на льготное пенсионное обеспечение сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в случае совмещения профессий (должностей) и расширением зон обслуживания на весь период, в течение которого им производилась доплата или выплачивались повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым профессия или расширение зон обслуживания. Право на досрочное назначение пенсии по старости истец Тропин Н.Н. может приобрести в случае выполнения работ, предусмотренных соответствующими Списками профессий и должностей, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, либо при работе в плавсоставе судов речного флота (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения). Указанные периоды работ суммируются в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона РФ «О Трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г. (п.2, п.п. 2 и п.3) Указанием Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» установлено, что в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах. Кроме того, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами. К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда). К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания. В стаж не включаются периоды работы в составе ремонтных, подменных экипажей (команд), основной задачей которых является только выполнение ремонтных работ (т.е. члены экипажей, команд по завершении ремонтных работ не зачисляются в экипаж судна для выполнения планового задания, а направляются на другие ремонтируемые суда). Как установлено в судебном заседании, 3 июня 2011 г. истец обратился в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Онежском районе Архангельской области» с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 41-43). Решением комиссии ГУ УПФ РФ в Онежском районе от 15 июня 2011 г. установлен общий трудовой стаж истца 41 год 7 месяцев 1 день, стаж работы в районах Крайнего Севера – 25 лет 1 месяц 4 дня, стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости – 12 лет 3 дня (по ст. 27 п.1 п.п.9 Закона № 173-ФЗ) и 4 года (по ст. 27 п.1 п.п.2 Закона № 173-ФЗ). В специальный стаж не был включен следующий период: с 10 апреля 1979 г. по 1 ноября 1979 г. в должности рулевого-моториста т/х «Череповец» в Вологодском судоремонтном заводе СухУРПа поскольку нет возможности определить принадлежность судов постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутри пригородного сообщения. Документы о принадлежности судов на хранение в ГУ Вологодской области «Областной архив по личному составу» не поступали (л.д.11-13). Согласно трудовой книжке истец в период с 10 апреля 1979 г. по 1 ноября 1979 г. работал в Вологодском судоремонтном заводе СухУРПа, куда был принят для прохождения плавательской практики в должности рулевого моториста, уволен был по окончании плавательской практики (л.д.44). Указан приказ о приеме на работу - № 14 от 10 апреля 1979 г. и об увольнении - № 30 от 1 ноября 1979 г. Согласно представленной архивной справке истец в указанный период действительно работал в указанный период времени на предприятии и получал там заработную плату (отработано свыше 25 рабочих дней в апреле, июне-октябре, 24 дня в мае, 3 дня в ноябре, указана профессия как р.моторист», место работы – «Череповец», производилось удержание подоходного налога, личная карточка на хранение в архив не поступала, в указанных приказах о приеме и увольнении с работы Тропин Н.Н. не значится, документы о принадлежности судов на хранение в архив не поступали (л.д.19). В архивном фонде Управления Сухонского речного пароходства в штатных расписаниях судов СРП на 1979 г. значится теплоход «Череповец», вид флота – буксирный плотовод, район плавания до 500 километров, номер проекта Р-14, Р-14А (л.д.20). Буксиры типа «РП» проекта Р-14,Р-14А и Р-14АЛ малые речные буксиры, предназначенные изначально для буксировки плотов по рекам Севера и Сибири (Сухона, Северная Двина, Печора, Енисей, Лена) (л.д.20). Судовые журналы по делу не получены ни из одного из архивов, либо предприятий, работающих на базе ранее действовавшего предприятия Сухонское речное пароходство, что подтверждено соответствующими сообщениями (119-126). Представленными кадровыми документами и документами по начислению заработной платы установлено, что истец в оспариваемый период в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели выполнял работу, относящуюся к машинно-палубному составу, за что получал заработную плату. Данный факт подтвержден достоверно лицевыми счетами, путевкой-направлением на практику и трудовой книжкой (л.д.44, 88-90, 103-106). Невнесение Тропина Н.Н. в кадровые приказы о приеме и увольнении нельзя расценивать как доказательство того, что работа им не осуществлялась. Согласно лицевым счетам при окладе в 132 рубля истец получал значительно большую заработную плату в оспариваемый период. Поскольку по делу достоверно установлен факт работы истца полный рабочий день и полную рабочую неделю, получал заработную плату в значительно большем размере, чем предусмотрено окладом (что одновременно подтверждает факт совмещения должностей машинно-палубной команды), то суд полагает, что данный стаж подлежит включению в специальный для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, несмотря на то, что данный период выпал на производственную практику. Закон не содержит никаких ограничений по исключению периодов производственной практики, в данном случае значение имеет лишь выполнение конкретной работы. Довод ответчика относительно того, что не представлены документы, подтверждающие статус судна «Череповец» как не работающего в акватории порта, служебно-вспомогательного и разъездного судна, судна пригородного и внутригородского сообщения, портового судна ничем не обоснован. Между тем данный довод является единственным доводом, послужившим отказом пенсионного фонда в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Доводы истца о том, что судно «Череповец» в период его работы имело большой район плавания (реки Сухона, Северная Двина, шлюзы, озера) ответчиком в соответствии со ст.56 ГПК РФ не опровергнуты. Истцом же они подтверждены через характеристики судна и представленные документы, которые в своей совокупности являются относимыми, допустимыми и достаточными для признания права Тропина Н.Н. Согласно архивной справе теплоход «Череповец» значится в архивном фонде Сухонского УРП как буксирный плотовод, что само по себе исключает возможность его использования в акватории порта, считать его вспомогательным или служебно-разъездным, а также судном городского или внутри пригородного сообщения. Ранее решением Онежского городского суда в льготный стаж истца были включены 9 лет 3 месяца 9 дней, а с учётом признанного ответчиком льготного стажа - 2 года 9 месяцев 25 дней, было установлено, что Тропин Н.Н. имеет льготный стаж в размере 12 лет 1 месяц 4 дня. Данного стажа было недостаточно для досрочного назначения пенсии, в связи с чем за ним не признавалось право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д.25-30). В связи с включением в льготный стаж периода работы с 10 апреля по 1 ноября 1979 г. (всего 6 месяцев 20 дней) стаж работы будет достаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости с момента обращения – 3 июня 2011 г. Уплаченная при подаче иска государственная пошлина на основании ст.94, 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Тропина Николая Николаевича удовлетворить. Включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы Тропина Н.Н. на теплоходе «Череповец» в период с 10 апреля по 1 ноября 1979 г. Обязать ГУУПФ РФ в Онежском районе назначить Тропину Н.Н.досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения – 3 июня 2011 г. Государственную пошлину в сумме 200 рублей взыскать с ГУУПФ РФ в Онежском районе в пользу Тропина Н.Н. Решение в течение 10 дней со дня провозглашения может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда с подачей жалобы через Онежский городской суд. Председательствующий Большаков А.Ю.