О возложении обязанности по вырубке или обрезке деревьев



Дело № 2-510-10

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

24 ноября 2011 г. г. Онега

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю.,

при секретаре Пешехоновой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Онежское» о признании незаконным бездействия в части ненадлежащего исполнения обязанностей по благоустройству и озеленению поселения незаконным, и о возложении обязанности провести работы по благоустройству (вырубку или обрезку вершин тополей) возле дома № 3 по ул. Печерская в г. Онеге Архангельской области,

УСТАНОВИЛ:

Онежский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МО «Онежское» о признании незаконным бездействия в части ненадлежащего исполнения обязанностей по благоустройству и озеленению поселения незаконным, и о возложении обязанности провести работы по благоустройству (вырубку или обрезку вершин тополей) возле дома № 3 по ул. Печерская в г. Онеге Архангельской области.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об организации местного самоуправления по обращению Л. В своем заявлении С. указала, что неоднократно обращалась в администрацию МО «Онежское» с просьбой о вырубке тополей, находящихся рядом с ее земельным участком, однако ее просьбы остались без удовлетворения. Однако администрация МО в силу закона обязана выполнять такие работы, ссылка администрации (в письмах) Л. об отсутствии финансирования таких работ не может являться основанием для того, чтобы не проводить работы по благоустройству и озеленению. Неисполнение такой обязанности создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как при определенных обстоятельствах ветви деревьев могут ломаться, падать на людей, при этом круг таких людей, находящихся на ул. Печерская не ограничен. С учетом изложенного прокурор просит удовлетворить заявленное требование. Просит установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Гузев С.Ю. настаивал на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно указала, что деревья являются переросшими, они создают прямую и непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу, поскольку могут не только ломаться ветки, могут упасть и сами деревья. Уточнил, что необходимо решение вопроса в отношении 4 тополей, находящихся у дома, поскольку 4 тополя являются окольцованными (с них снята кора) и именно они представляют опасность.

Представитель ответчика администрации МО «Онежское», а также представитель третьего лица - МО «Онежский муниципальный район» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, по определению суда дело рассмотрено без участия ответчика и третьего лица на основании ст. 167 ГПК РФ.

В представленном отзыве представитель МО «Онежский муниципальный район» указала, что администрация МО района не имеет никаких полномочий относительно свалки деревьев в городском поселении (л.д.41).

Допрошенный в качестве специалиста Б. указал, что при осмотре тополей, в отношении которых заявлен спор установлено, что возраст деревьев превышает 50 лет, при таком возрасте деревья подлежат вырубке или обрезке в силу возраста. Тополя окольцованы (с них снята кора), возможно имеется внутренняя гниль. Тополя наклонены и при сильных ветрах в сторону наклона возможно их падение, причем всех четырех сразу.

Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

МО «Онежское» наделено статусом городского поселения в соответствии со ст. 16 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 г. № 258-внеоч.-ОЗ. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Такие полномочия по благоустройству и озеленению территории предполагает рубку, в том числе санитарную рубку, обрезку в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений.

Статьей 8.3 Закона РФ от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса РФ» в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, допускаются выборочные и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан.

В городском поселении наличие аварийных и переросших деревьев создает угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу.

Как установлено в судебном заседании, Л. многократно обращалась в администрацию и МО и в иные органы с просьбой свалки переросших деревьев у дома № 3 по ул. Печерская, в котором она проживает. Такие обращения имели место в администрацию МО «Онежское» в январе 2011 г. (л.д.16-19). 16 августа 2011 г. имело место обращение в администрацию Президента РФ (л.д.9). В результате этого обращения была проведена проверка прокуратуры, а также даны ответы из администраций МО «Онежский муниципальный район» и МО «Онежское». Согласно последнему ответу из МО «Онежское» на территории МО растет большое количество деревьев, которые необходимо вырубать. Администрация МО не имеет возможности выделять большое количество финансовых средств на проведение таких работ. Вырубка деревьев проводится в порядке очередности исходя из количества выделенных средств. Вырубка деревьев на ул. Печерская планируется в порядке очереди, сформированной по данным жителями г. Онеги заявлениями на вырубку деревьев (л.д.13).

Представленные документы подтверждают факт того, что деревья на ул. Печерской находятся в организованной МО очереди на свалку или обрезку (журнал регистрации заявлений на уборку зеленых насаждений - л.д.81-86). Помимо этого представленными фотографиями установлено, что через деревья непосредственно проходит линия электропередач (л.д.27, 31), то же установлено планом участка (л.д. 21). При таких обстоятельствах неконтролируемое падение веток и деревьев также может вести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу.

Согласно положениям пункта 19 статьи 9 Устава МО «Онежское» в полномочиях органа местного самоуправления находятся организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах поселения (л.д.45). Решением Совета депутатов МО «Онежское» № 44 от 27 сентября 2006 г. утверждены Правила благоустройства г. Онеги. Согласно разделу 9 к зеленым насаждениям города относятся зеленые насаждения на земельных участков у частных домовладений. Содержание зеленых насаждений гражданами осуществляется в пределах принадлежащих им земельных участков (п.9.1.2 Правил). Для содержания зеленых насаждений проводятся сезонные и разовые работы, в том числе санитарные рубки поврежденных деревьев, рубка деревьев под линиями электропередач (п.9.2.2). Вырубка зеленых насаждений внутри кварталов производится специализированной организацией по согласованию с комитетом по охране природы (л.д.58-72).

По делу проведен акт обследования тополей, которым установлена необходимость их рубки, поскольку они являются переросшими и представляют опасность для граждан и их имущества (л.д.92). Такой же вывод делает привлеченный к делу специалист Б.

Таким образом судом устанавливается неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по вырубке деревьев (либо срезанию вершин), что может причинение вреда жизни и здоровью граждан. Поскольку представитель МО «Онежское» ссылался на наличие в городе специализированной организации по производству работ по озеленению и благоустройству, однако указал, что работы в отношении свалки, подрезки деревьев осуществляются такой организацией строго по заявкам администрации МО, которое и должно организовывать такие работы, то суд полагает установленным, что иск предъявлен к надлежащему ответчику и должен быть удовлетворен. Никакой очередности для выполнения каких-либо действий в отношении зеленых насаждений законодательство, местные нормативные акты не содержат, в связи с чем суд принимает ссылку истца на наличие очереди на спил деревьев необоснованной. Необходимость вырубки деревьев или спиливания их вершин находится в зависимости от состояния дерева, а не от очередности либо наличия финансирования вырубки. Поскольку по делу установлено достоверно, что 4 тополя у дома № 3 по ул. Печорская нуждаются в вырубке или обрезке, то исковые требования подлежат удовлетворенияю.

Таким образом суд полагает требования прокурора законными и обоснованными. Поскольку существование переросших деревьев может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, суд полагает обоснованным срок для исполнения решения суда, о котором просит прокурор – в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Онежское» в части ненадлежащего исполнения обязанностей по благоустройству и озеленению поселения.

Обязать МО «Онежское» в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по благоустройству (вырубку или обрезку вершин четырех тополей) возле дома № 3 по ул. Печерская в г. Онеге Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Архангельском областном суде через Онежский городской суд.

Председательствующий Большаков А.Ю.