О возложении обязанности , устранения нарушений по охране окружающей среды, атмосферного воздуха



Дело № 2-591-11

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г. Онега 15 декабря 2011 г.

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Большакова А.Ю.

при секретаре Пешехоновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Гранит Плюс» о возложении обязанности в срок до 1 апреля 2012 г. получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Онежский межрайонный прокурор обратился в Онежский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к ответчику о возложении обязанности в срок до 1 апреля 2012 г. получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В обоснование заявленного требования указал, что Онежской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха со стороны ООО «Гранит Плюс». В ходе проверки установлено, что деятельность ООО связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Право граждан на благоприятную окружающую среду является конституционным. Законом установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Таким разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. ООО такого разрешения не имеет. В связи с изложенным прокурор просит удовлетворить заявленные требования в срок до 1 апреля 2012 года.

В судебном заседании прокурор Свербей А.Н. настаивал на удовлетворении иска по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется расписка в получении повестки, по определению суда дело рассмотрено без участия представителя на основании ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, руководитель Управления просил рассмотреть дело без участия представителя Управления.

В судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по определению суда дело рассмотрено без участия представителя.

Заслушав прокурора, исследовав представленные материалы, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Право граждан на благоприятную окружающую среду является конституционным (ст.42 Конституции РФ). В целом аналогичное положение закреплено в ст. 11 Законы РФ от 11 января 2002 г. Об охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Способом защиты права прокурор избрал обязывание к совершению определенных действий без ограничения или приостановления деятельности предприятия.

Согласно ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;

предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

В судебном заседании установлено, что ответчик не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данный факт был установлен при проведении проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица со стороны Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области. В дело представлен акт проверки № 133-165/1-2011 от 30 сентября 2011 г. (л.д.6-12). Установлены также обстоятельства не учета в инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух источников загрязнения – сварочного аппарата, установленного на экскаваторе ЭКГ-5А, и заправка дизельного топлива в топливные баки тепловоза ТГК-2, экскаватора Вольво и двух МоАЗ 750511 топливозаправщиком. Имеется целый ряд иных нарушений в области охраны атмосферного воздуха. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Представитель Управления Росприроднадзора по Архангельской области в своем отзыве согласен с доводами, изложенными в исковом заявлении прокурора и просит удовлетворить заявление (л.д.16-21). Проверка проведена на основании распоряжения о проведении проверки от 24 августа 2011 г. №165-р (л.д.36-40), при проведении проверки была осмотрена территория предприятия, что подтверждено актом от 19 сентября 2011 г. (л.д.41-49) и составлен упомянутый выше акт проверки. На основании акта проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений в области охраны атмосферного воздуха со сроком исполнения до 1 апреля 2012 г. (л.д.76-78). Постановлением Онежского городского суда от 17 ноября 2011 г. в связи с выявлением нарушений в области природоохранного законодательства, том числе законодательства об охране атмосферного воздуха, предприятие привлечено к административной ответственности по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности по заправке дизтоплива, проведению взрывных работ, бурению скважин (л.д.75). Постановление вступило в законную силу. В дело представлен договор с ООО «Экополис» от 9 августа 2011 г. на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов (л.д.25-30). Представлен также договор об оказании услуг природоохранного назначения от 23 ноября 2011 г. с НОУ «ЭКЦ» на разработку паспорта газоочистного и пылеулавливающего сооружения. Между тем к моменту рассмотрения дела разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ предприятие не имеет.

Таким образом требования прокурора суд признает законными и обоснованными и полагает, что предлагаемый прокурором срок до 1 апреля 2012 г. достаточен для получения разрешения, в том числе с учетом срока установленного предписанием контролирующего органа.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга граждан удовлетворить.

Обязать ООО «Гранит Плюс» в срок до 1 апреля 2012 г.получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Государственную пошлину в сумме 2000 рублей взыскать с ООО «Гранит Плюс» в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Архангельском областном суде через Онежский городской суд.

Председательствующий Большаков А.Ю.