О признании бездействия по обеспечению мер пожарной безопасности и осуществлению земельного контроля



Дело №2-622/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Онега 15 декабря 2011 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Жиркова В.Н.,

при секретаре Амбразайтель Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зуева Ивана Николаевича к администрации муниципального образования «Онежское» об обжаловании бездействия по непринятию первичных мер пожарной безопасности и осуществлению земельного контроля в границах поселения, и обязывании устранить нарушения законодательства в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности и земельного контроля,

установил:

Зуев И.Н. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ к администрации муниципального образования «Онежское» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и осуществлению земельного контроля в границах поселения по адресу: г. Онега, проспект Ленина, д. 218-а. В обоснование заявления указывает, что в его собственности находится индивидуальный жилой дом по адресу: г. Онега, проспект Ленина, д. 218-а. В соответствии с договором аренды № 32 от 24.02.11 года ему предоставлен в аренду, сроком на 49 лет, земельный участок под домом общей площадью 1138 кв.м. на основании Постановления Главы муниципального образования МО «Онежский муниципальный район» № 127 от 24.02.11 года. На границе участка, с частичным нахождением на территории участка, находится ряд, самовольных строений (гаражи), которых нет в договоре аренды. Гаражи располагаются на расстоянии менее чем восемь метров до жилого дома, чем нарушаются противопожарные требования. Согласно пункту 24 названных Правил и СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" противопожарное расстояние между постройками должно составлять не менее 10 - 15 метров. В соответствии с п. 10. ст. 69 и таб. 11 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», расстояние от жилого дома до указанных выше построек должно быть не менее 15 метров.

Кроме того, считает, что в соответствии с п. 6.2. СНиП 31-02-2001 и примечанием к п. 2.12. СНиП 2.07.01-89, хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м. В данном случае гаражи располагаются прямо на границе его участка и даже с частичным расположением на участке, в связи с чем, также нарушаются права и законные интересы заявителя. Наличие нарушений правил пожарной безопасности свидетельствует о бездействии со стороны администрации МО «Онежское».

В судебном заседании Зуев И.Н. основываясь доводах заявления, уточнил свои требования и просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Онежское» по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности в части соблюдения принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров связанных с возведением построек находящихся на земельных участках смежных с земельным участком с кадастровым номером: ... и находящихся ближе 15 метров от жилого дома по адресу: г. Онега, проспект Ленина, д. 218-а и ближе одного метра до границы земельного участка с кадастровым номером .... Обязать администрацию МО «Онежское» в срок до 1 февраля 2012 года устранить допущенные нарушения обеспечения первичных мер пожарной безопасности и осуществлению земельного контроля в части соблюдения принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров по адресу: г. Онега, проспект Ленина, д. 218-а.

Представитель Администрации МО «Онежское» в судебном заседании не участвовал. Администрация МО «Онежское» извещена надлежащим образом; в представленном отзыве с заявлением Зуева И.Н. не согласны, в отзыве также указывается, о том, что имеется нарушение требований пожарной безопасности, не соблюдены противопожарные расстояния между зданиями и строениями; просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представитель Отделения надзорной деятельности Онежского района ГУ МЧС России по Архангельской области Суханов А.Н. пояснил, что по указанному адресу в г.Онеге не обеспечены первичные меры пожарной безопасности в части соблюдения принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров связанных с возведением построек находящихся на земельных участках смежных с земельным участком с кадастровым номером: ... и находящихся ближе 15 метров от жилого дома по адресу: г. Онега, проспект Ленина, д. 218-а и ближе одного метра до границы земельного участка с кадастровым номером .... Полагает заявление Зуева И.Н. обоснованным.

Заслушав заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования, уточнённые Зуевым И.Н. в судебном заседании, подлежат удовлетворению.

В собственности Зуева И.Н. находится жилой дом, расположенный по адресу: г. Онега, пр. Ленина, д. 218-а (инвентарный ...). Дом расположен В соответствии с кадастровым паспортом от 15 декабря 2009 года ... и договором аренды ... находящегося в государственной собственности земельного участка от 24.02.11 года, мне предоставлен в аренду, сроком на 49 лет, земельный участок под домом общей площадью 1138 кв.м. с кадастровым номером: 29:27:060219:2 на основании Постановления Главы муниципального образования МО «Онежский муниципальный район» ... от 24.02.11 года.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Законом №69-ФЗ (ст.1) предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности. В силу данной статьи под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.

Согласно положений ст.1 Закона «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу положений части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктов 10, 38, 115 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации при возведении построек должны соблюдаться требования противопожарных правил и нормативов.

Согласно п.24 названных Правил и СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", противопожарное расстояние между постройками должно составлять не менее 10 - 15 метров, или строения следует располагать у противопожарных стен.

В соответствии с п.10. ст. 69 и таб.11 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», расстояние от жилого дома до указанных выше построек должно быть не менее 15 метров.

В соответствии с п. 6.2. СНиП 31-02-2001 и примечанием к п. 2.12. СНиП 2.07.01-89* хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.

В данном случае данные требования не соблюдены, о чём было сообщено Зуевым И.Н. Администрации МО «Онежское» с требованием устранить нарушение.

Зуев И.Н. вынужден опасаться за свое имущество, жизнь и здоровье своей семьи.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тесту – Технический регламент) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

В статье 63 Технического регламента изложены первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя в числе прочего: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с п.п. 9, 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. При этом в силу ст. 1 Закона «О пожарной безопасности», к первичным мерам пожарной безопасности как раз и относится реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров

Таким образом, обеспечение мер первичной пожарной безопасности на территории муниципального образования и земельного контроля на территории поселения возложено на органы местного самоуправления к которым относится Администрация МО «Онежское».

Зуев И.Н. обращался к Администрации МО «Онежское» с письменным заявлением о необходимости безотлагательного обеспечения мер первичной пожарной безопасности рядом с индивидуальным домом, принадлежащем Зуеву И.Н., однако никаких действий направленных на соблюдение действующих норм и правил противопожарной безопасности со стороны Администрации МО «Онежское» принято не было.

В соответствии со ст. 254, 255 ГПК РФ, Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как отмечено в п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя.

Основанием для предъявления настоящего заявления в суд послужило не принятие первичных мер (бездействие) пожарной безопасности в отношении объектов расположенных по адресу: г. Онега, проспект Ленина, д. 218-а и постройками (гаражами), расположенными на прилегающих земельных участках.

В соответствии с п.п. 8, 9 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение в границах населенных пунктов первичных мер пожарной безопасности.

Полномочия по контролю за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов в соответствии с пп. 20 пункта 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также возложены на орган местного самоуправления поселения МО «Онежское».

При таких обстоятельствах, в соответствии с подп. 9 пункта 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования возлагается на администрацию МО «Онежское», как на исполнительно-распорядительный орган, который должен был принять меры по обеспечению требований Закона о пожарной безопасности и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации в отношений строений, которые находятся с нарушениями противопожарных разрывов по указанному адресу.

Руководствуясь ст. ст. 258, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Зуева Ивана Николаевича удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Онежское» по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности и осуществлению земельного контроля в части соблюдения принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров связанных с возведением построек находящихся на земельных участках смежных с земельным участком с кадастровым номером: ... и находящихся ближе 15 метров от жилого дома по адресу: г. Онега, проспект Ленина, д. 218-а и ближе одного метра до границы земельного участка с кадастровым номером ....

Обязать администрацию МО «Онежское» в срок до 1 февраля 2012 года устранить допущенные нарушения обеспечения первичных мер пожарной безопасности и осуществлению земельного контроля в части соблюдения принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров по адресу: г. Онега, проспект Ленина, д. 218-а.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в кассационном порядке в Архангельский областной суд через Онежский городской суд.

Председательствующий судья Жирков В.Н.

...