Дело № 2-577/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Онега 1 июня 2012 года Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жиркова В.Н., с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Гузева С.Ю., при секретаре Амбразайтель Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах С., к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница» о взыскании задолженности по выплатам трудового характера, УСТАНОВИЛ: Онежский межрайонный прокурор в интересах С. обратился в суд с иском к ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ» о взыскании задолженности по выплатам трудового характера в размере 5 713 рублей 74 копеек за период с ноября 2011 года по февраль 2012 года включительно. Исковые требования обосновывает тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ «Онежская ЦРБ». Заработная плата работника начисляется исходя из минимального размера оплаты труда, установленного Соглашением администрации Архангельской области, объединений (союзов) работодателей и объединений профсоюзных организаций Архангельской области «О минимальной заработной плате в Архангельской области, а именно в размере 5675 рублей. При этом в указанную сумму включаются все без исключения выплату компенсационного и стимулирующего характера. Исходя из требований действующего законодательства начисление заработной плату должно производиться исходы из суммы МРОТ, установленной ФЗ от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» - 4611 рублей. Ответчиком истцу заработная плата выплачивается в размере меньшем, чем это предусмотрено действующим законодательством. Согласно расчету ГБУЗ «Онежская ЦРБ» за период с ноября 2011 года по февраль 2012 года работнику недоначислено 5 713 рублей 74 копейки (без учёта 13 % налога на доходы физических лиц). В судебном заседании помощник прокурора Гузев С.Ю. поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в иске, просит суд взыскать с ответчика задолженность по недоплаченной заработной плате за указанный период без учёта 13 % налога на доходы с физических лиц в сумме 5 713 рублей 74 копеек. Процессуальный истец С. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель ответчика ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ» в судебном заседании не участвовал. О месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия своего представителя. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, ответчик просит в его удовлетворении отказать по тем основания, что прокурором применен принцип расчета задолженности по заработной плате истца, не предусмотренный действующим законодательствомПредставители третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, администрации МО «Онежский муниципальный район» в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела третьи лица извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия процессуального истца, ответчика и третьих лиц. Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Как установлено в судебном заседании, Соловчук О.В. с 1 августа 2003 года принята на работу в МУЗ «...», с 10 октября 2010 года занимает должность ..., что подтверждается копией трудового договора от 10 мая 2005 года, копией трудового договора от 31 июля 2003 года, копией приказа ... от 7 октября 2005 года, копией трудовой книжки истца (л.д. 13, 14-15, 16, 17-18). Постановлением ... от 10 мая 2011 года МУЗ «...» реорганизована в форме слияния в муниципальное учреждение здравоохранения «Онежская центральная районная больница». Распоряжением министра Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 16 декабря 2011 года ...-ро, муниципальное учреждение здравоохранения «Онежская центральная районная больница» переименована в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница». В силу положений ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом № 106-ФЗ от 1 июня 2011 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в размере 4611 рублей. В спорный период истец работала в ГБУЗ «Онежская ЦРБ» расположенном в местности приравненной к районам Крайнего Севера, где к заработной плате установлены: районный коэффициент в размере 20% и процентная (северная) надбавка за стаж работы в размере 50%. Согласно уведомлению от 24 января 2011 года ... за выполнение обязанностей по должности истцу установлен должностной оклад в размере 1 745 рублей, районный коэффициент, северная надбавка 70 %, надбавка на работу в ночное время, в нерабочие праздничные дни 100 % от тарифной ставки, надбавка за продолжительность непрерывной работы 30 %, премирование, надбавка, направленная на стимулирование работника в качественному результату труда за интенсивность и высокие результаты труда, за качество выполняемых работ, за выполнение особо важных и сложных работ, доплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных 10 %, итого 3856 рублей 45 копеек (л.д. 42). Материалами дела установлено, что размер месячной заработной платы работника истца без учета районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил менее суммы 4611 рублей, то есть менее минимального размера оплаты труда, чем это предусмотрено Федеральным законом № 106-ФЗ от 1 июня 2011 года. Таким образом, в спорный период с ноября 2011 года по февраль 2012 года работнику выплачивалась заработная плата (без учета районного коэффициента и надбавки на стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации в указанный период. Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. В настоящее время ч. 3 ст.133 ТК РФ определяет, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях …, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130,132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Разрешая возникший спор по требованию о взыскании задолженности по заработной плате за спорный период, суд исходит из установленного на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года МРОТ 4 611 рублей в месяц. В спорный период заработная плата истца, без учёта процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера (50%), районного коэффициента (20%), была ниже установленного минимального размера труда (4 611 рублей). При таких обстоятельствах изложенные в отзыве ответчика доводы суд не принимает во внимание, поскольку они нарушают права и законные интересы работника на получение причитающейся ему заработной платы. В судебное заседание представлен расчет заработной платы, исходя из установленного с 1 июня 2011 года МРОТ в размере 4 611 рублей (л.д. 12). Исходя из указанного расчета, невыплаченная сумма по заработной плате составляет: за ноябрь 2011 года 1811,30 рублей, за декабрь 2011 года 1786,37 рублей, за январь 2012 года 802,21 рублей, за февраль 2012 года 1313,86 рублей. Расчет, представленный ответчиком, судом проверен, с ним согласился помощник прокурора в судебном заседании. По представленному расчету, недоначисленная заработная плата за отработанный период с ноября 2011 года по февраль 2012 года, без учета 13% налога на доходы физических лиц составила 5 713 рублей 74 копейки. Таким образом, исковые требования прокурора о взыскании с ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ» в пользу С. задолженности по недоплаченной сумме заработной платы являются обоснованными и подлежат удовлетворению в рамках поддержанных истцом требований в сумме 5 713 рублей 74 копеек (без учета 13% НДФЛ). В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 ч. 1 подп. 1 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования Онежского межрайонного прокурора, заявленные в интересах С., к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница», удовлетворить. Взыскать с ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ» в пользу С. задолженность по заработной плате (без учета налога на доходы физических лиц) в сумме 5713 (пять тысяч семьсот тринадцать) рублей 74 копеек. Взыскать с ГБУЗ Архангельской области «Онежская ЦРБ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Онежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья В.Н. Жирков ...