О взыскании недополученного заработка



Дело № 2-472/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Онега 14 мая 2012 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жиркова В.Н.,

с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Борисовского А.В.

при секретаре Амбразайтель Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах П., к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ...» о взыскании задолженности по выплатам трудового характера,

УСТАНОВИЛ:

Онежский межрайонный прокурор в интересах П. обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» о взыскании задолженности о взыскании задолженности по выплатам трудового характера в размере 4456 рублей 12 копеек за период с декабря 2011 года по март 2012 года. Исковые требования обосновывает тем, что работник П. состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...». Заработная плата работнику выплачивается в меньшем размере, чем это предусмотрено действующим законодательством. За указанный период работнику недоплачено 4456 рублей 12 копеек.

В судебном заседании помощник прокурора Борисовский А.В. поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в иске, уточнив в судебном заседании исковые требования, просит суд взыскать с ответчика задолженность по недоплаченной заработной плате за указанный период, которая с учётом 13 % налога на доходы с физических лиц, составляет в сумме 3877 рублей 12 копеек.

Процессуальный истец П. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» З. не согласилась с заявленными требованием. Пояснила, что 1 сентября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный законно «О минимальном размере оплаты труда и другие законодательные акты Российской Федерации», которым признан утратившей силу ч. 2 ст. 129 Трудового кодекса РФ, согласно которой ранее было установлено, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Таким образом, в настоящее время в минимальный размер оплаты труда включены все доплаты и надбавки, выплачиваемые работнику, в том числе районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. В исковом заявлении прокуратуры применен механизм расчета заработной платы, который не установлен трудовым законодательством, следовательно, не соответствует нормам материального права. Трехсторонне соглашение по вопросам социально-трудовых отношений на 2012-2014годы, подписанное 13 декабря 2011 года, не содержит суммы минимального размера оплаты труда в Архангельской области. Фонд оплату труда на 2012 года утвержден учредителем – администрацией МО «Онежский муниципальный район» в соответствии со ст. 129 ТК РФ, Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, разъяснениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ, разъяснениями Агентства по труду и занятости населения Архангельской области.

Представитель третьего лица администрации МО «Онежский муниципальный район» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом. Из представленного им отзыва на исковое заявление следует, что Архангельским областным трехсторонним соглашением между объединениями профсоюзных организаций Архангельской области, объединениями (союзами) работодателей Архангельской области и Правительством Архангельской области по вопросам социально-трудовых отношений на 2012-2014 годы в настоящее время не установлен размер минимальной заработной платы. С 1 июня 2011 года размер минимальной заработной платы в Российской Федерации составляет 4611 рублей. В декабре 2011 года действовало Соглашение о минимальной заработной плате в Архангельской области, согласно которому размер минимальной заработной платы в Архангельской области составлял 5675 рублей в месяц для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда. В исковом заявлении прокуратурой применен механизм расчета заработной платы, который не установлен трудовым законодательством, следовательно, не соответствует нормам материального права.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия процессуального истца, ответчика и третьего лица.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, П. состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 23 августа 2010 года в должности ..., что подтверждается выпиской из приказа ... от 20 августа 2010 года, копией трудового договора ... от 20 августа 2010 года (л.д. 13-17, 60).

В силу положений ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом № 106-ФЗ от 1 июня 2011 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в размере 4611 рублей.

Судом установлено и это не оспаривается сторонами, что в спорный период с декабря 2011 года по март 2012 года П. работала в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...», расположенное в местности приравненной к районам Крайнего Севера, где к заработной плате выплачивается районный коэффициент в размере 20% и процентная (северная) надбавка за стаж работы в размере 50%.

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 10 января 2012 года истцу за выполнение обязанностей по должности ... установлен должностной оклад в размере 2000 рублей, доплаты компенсационного характера и стимулирующего характера, в том числе районный коэффициент к заработной плате в размере 20 % и надбавка к заработной плате за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера в размере 50 % (л.д. 18).

Материалами дела установлено, что размер месячной заработной платы работника П. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил менее суммы 4611 рублей, то есть менее минимального размера оплаты труда, чем это предусмотрено Федеральным законом № 106-ФЗ от 1 июня 2011 года.

Таким образом, в спорный период с декабря 2011 года по март 2012 года работнику выплачивалась заработная плата (без учета районного коэффициента и надбавки на стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации в указанный период.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).

Однако, действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях …, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, в силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130,132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Согласно тарифной сетке, должности помощника воспитателя соответствует должностной оклад в размере 2000 рублей. К должностному окладу истца установлены и выплачиваются районный коэффициент и северная надбавка.

Разрешая возникший спор по требованию о взыскании задолженности по заработной плате за спорный период, суд исходит из того, что согласно норме ст. 1 Федерального закона от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ, минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц.

В спорный период заработная плата истца, без учёта процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера (50%), районного коэффициента (20%), была ниже установленного минимального размера труда (4611 рублей).

При таких обстоятельствах изложенные в отзыве ответчика доводы суд не принимает во внимание, поскольку они нарушают права и законные интересы работника на получение причитающейся ему заработной платы.

К исковому заявлению представлен расчет заработной платы П., исходя из установленного с 1 июня 2011 года МРОТ в размере 4611 рублей, выполненный ответчиком (л.д. 19-23). Исходя из указанного расчета, невыплаченная сумма по заработной плате составляет: за декабрь 2011 года 1312,45 рублей, за январь 2012 года 1312,45 рублей, за февраль 2012 года 897,46 рублей, за март 2012 года 933,76 рублей.

Расчет, представленный ответчиком, судом проверен, с ним согласился помощник прокурора в судебном заседании. По представленному расчету, недоначисленная заработная плата за отработанный период с декабря 2011 года по март 2012 года составила без учета 13% налога на доходы физических лиц 4456 рублей 12 копеек. С учетом 13 % НДФЛ недоплаченная сумма за указанный период составляет 3877 рублей 12 копеек.

Таким образом, исковые требования прокурора, о взыскании с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» в пользу П. задолженности по заработной плате, подлежат удовлетворению, с учетом уточненного прокурором размера задолженности, в сумме 3877 рублей 12 коп.

Поскольку ответчиком были нарушены трудовые права работника по начислению и выплате заработной платы за указанный период, требования и.о. прокурора являются обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в сумме, уточнённой истцом в судебном заседании.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 ч. 1 подп. 1 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Онежского межрайонного прокурора, заявленные в интересах П., к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа ...» удовлетворить.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ...» в пользу П. задолженность по заработной плате в сумме 3877 (три тысячи восемьсот семьдесят семь) рубля 12 копеек за период с декабря 2011 года по март 2012 года.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа ...» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Онежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.Н. Жирков