Дело № 2-442/2012 г. Онега 16 мая 2012 года Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жиркова В.Н. с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Борисовского А.В. при секретаре Пешехоновой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах Ю., к администрации муниципального образования «Кодинское» об обязании предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Онежский межрайонный прокурор в интересах Ю. обратился в суд с иском к администрации МО «Кодинское» об обязании предоставить ей жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах границ МО «Онежский муниципальный район» в виде отдельной квартиры, за счет средств бюджета Архангельской области, либо приобрести такое жилье в пределах границ МО «Онежский муниципальный район». В обоснование заявленного требования прокурор указал, что Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот, признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья. На данный момент жилое помещение ей не предоставлено. Определенных ответов о сроках предоставления жилья не получено. В судебном заседании помощник Онежского межрайонного прокурора Борисовский А.В. поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении иска в полном объёме. Истец Ю. поддержала исковые требования прокурора. Представитель ответчика администрации МО «Кодинское» Ф. с исковыми требованиями прокурора согласился в полном объеме. Заслушав помощника прокурора, процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 4 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Статьей 1 ФЗ № 159-ФЗ установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На основании ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Закона Архангельской области от 5 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальный образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В силу п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 5 Закона Архангельской области № 84-5-ОЗ органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны предоставлять им необходимые финансовые средства, которые выделяются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета. На основании п. 4 ст. 4 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет. Таким образом, нормами законодательства установлена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, за счет средств регионального бюджета. Как установлено в судебном заседании, Ю., ..., относится к лицам из числа детей, оставшимся без попечения родителей. Ее мать – С. лишена родительских прав решением Онежского городского суда от 18 апреля 2002 года, отец – О. лишен родительских прав решением Онежского городского суда от 11 мая 2005 года. На основании постановления главы МО «Онежский муниципальный район» от 17 декабря 2008 года ... за Ю. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения их муниципального жилищного фонда администрации МО «Кодинское» (л.д. 16). Согласно постановлению главы МО «Кодинское» от 23 марта 2009 года ... Ю. поставлена в список жилищно-бытовой комиссии при администрации МО «Кодинское» на внеочередное получение жилья (л.д. 15). С 1 сентября 2009 года Ю. обучается .... С 1 сентября 2011 года находится на полном государственном обеспечении. Срок обучения заканчивается в июне 2012 года (л.д. 20). В настоящее время вопрос о предоставлении Ю. жилого помещения вне очереди администрацией МО «Кодинское» не решен. Изложенные обстоятельства в полной мере доказывают право Ю. на получение жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и обязанность администрации МО «Кодинское» в предоставлении ей жилого помещения. Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению с учётом полномочий органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Кодинское», по предоставлению жилого помещения данной категории граждан. На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. С учетом п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: исковые требования Онежского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Кодинское» предоставить Ю., ..., жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в виде отдельной квартиры, общей площадью не ниже установленной местным органом самоуправления социальной нормы, расположенное в пределах границ муниципального образования «Онежский муниципальный район», за счет средств бюджета Архангельской области, либо приобрести такое жилье в пределах границ муниципального образования «Онежский муниципальный район». Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств соответствующего бюджета. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Онежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий В.Н. Жирков ...в