Дело № 2-578/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Онега 24 мая 2012 года Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жиркова В.Н., с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Яковлевой В.А., при секретаре Амбразайтель Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах Т., к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский ...» о взыскании задолженности по выплатам трудового характера, УСТАНОВИЛ: Онежский межрайонный прокурор в интересах Т. обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский ...» о взыскании задолженности о взыскании задолженности по выплатам трудового характера в размере 1624,14 рублей за период с ноября 2011 года по январь 2012 года. Исковые требования обосновывает тем, что истец состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский ...». Заработная плата истцу выплачивается в меньшем размере, чем это предусмотрено действующим законодательством. За указанный период работнику недоплачено 1624 рубль 14 копеек. В судебном заседании помощник прокурора Яковлева В.А. поддержала заявленное требование по доводам, изложенным в иске, уточнив в судебном заседании исковые требования, просит суд взыскать с ответчика задолженность по недоплаченной заработной плате за указанный период, которая с учётом 13 % налога на доходы с физических лиц, составляет в сумме 1413 рублей 14 копеек. Процессуальный истец Т. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия. Представитель ответчика МБДОУ «Детский ...» в судебном заседании не участвовал. О месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом. От представителя ответчика Б. поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело без участия представителя ответчика. В отзыве ответчик с иском прокурора не согласен. Представитель третьего лица администрации МО «Онежский муниципальный район» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом. Из представленного им отзыва на исковое заявление следует, что прокуратурой применен механизм расчета заработной платы, который не установлен трудовым законодательством, следовательно, не соответствует нормам материального права. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия процессуального истца, ответчика и третьего лица. Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Как установлено в судебном заседании, Т. состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 26 августа 1985 года в должности ..., с 03.01.1998 года переведена на должность ..., что подтверждается выпиской из приказа ... от 27 августа 1985 года, ... от 03.01.1998 года, копией трудового договора ... от 28 февраля 2011 года (л.д. 34-38). В силу положений ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом № 106-ФЗ от 1 июня 2011 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в размере 4611 рублей. Судом установлено, что в период с ноября 2011 года по январь 2012 года истец работала в МБДОУ «Детский ...» расположенное в местности приравненной к районам Крайнего Севера, где к заработной плате выплачивается районный коэффициент в размере 20% и процентная (северная) надбавка за стаж работы в размере 50%. Согласно трудовому договору от 28 февраля 2011 года истцу за выполнение обязанностей по должности ... установлен должностной оклад в размере 1840 рублей, доплаты компенсационного характера и стимулирующего характера, в том числе районный коэффициент к заработной плате в размере 20 % и надбавка к заработной плате за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера в размере 50 % (л.д. 34). Из материалов дела следует, что размер месячной заработной платы истца без учета районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составил менее суммы 4611 рублей, то есть менее минимального размера оплаты труда, чем это предусмотрено Федеральным законом № 106-ФЗ от 1 июня 2011 года. Таким образом, в период с ноября 2011 года по январь 2012 года работнику выплачивалась заработная плата (без учета районного коэффициента и надбавки на стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации в указанный период. Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ). Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ). В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130,132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Согласно тарифной сетке, должности младший воспитатель соответствует должностной оклад в размере 1840 рублей. К должностному окладу истца установлены и выплачиваются районный коэффициент и северная надбавка. Разрешая возникший спор по требованию о взыскании задолженности по заработной плате за спорный период, суд исходит из того, что согласно норме ст. 1 Федерального закона от 01 июня 2011 года № 106-ФЗ, минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 1 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц. В спорный период заработная плата истца, без учёта процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера (50%), районного коэффициента (20%), была ниже установленного минимального размера труда (4611 рублей). При таких обстоятельствах изложенные в отзыве ответчика доводы суд не принимает во внимание, поскольку они нарушают права и законные интересы работника на получение причитающейся ему заработной платы. К исковому заявлению представлен расчет заработной платы Т. исходя из установленного с 1 июня 2011 года МРОТ в размере 4611 рублей, выполненный ответчиком (л.д.13). Исходя из указанного расчета, невыплаченная сумма по заработной плате составляет: за ноябрь 2011 года в размере 312,14 рублей, за декабрь 2012 года в размере 0 рублей, за январь 2012 года в размере 1312 рублей, итого 1624,14 рублей. Расчет, представленный ответчиком, судом проверен и сомнений в правильности не вызывает. Обоснованных возражений по расчёту не представлено. Согласно расчета, недоначисленная заработная плата за отработанный период с ноября 2011 года по январь 2012 года (без учета 13% налога на доходы физических лиц) составила 1624 рублей 14 копейки. С учетом 13 % НДФЛ недоплаченная сумма за указанный период составляет 1413 рублей 14 копейки. Таким образом, исковые требования прокурора, о взыскании с МБДОУ «Детский ...» в пользу Т. задолженности по заработной плате, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, с учетом уточненного прокурором размера задолженности, в сумме 1413 рублей 14 коп. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 ч. 1 подп. 1 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования Онежского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Т. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский ...» удовлетворить. Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский ...» в пользу Т. задолженность по заработной плате в сумме 1413 (одна тысяча четыреста тринадцать) рубль 14 копеек за период с ноября 2011 года по январь 2012 года. Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский ...»» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Онежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья В.Н. Жирков ... ...