Дело № 2-688/2012 г. Онега 4 июля 2012 года Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жиркова В.Н., с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Яковлевой В.А., при секретаре Пешехоновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах А., к администрации муниципального образования «Покровское» об обязании предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Онежский межрайонный прокурор в интересах А. обратился в суд с иском к администрации МО «Покровское» об обязании предоставить жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Покровское», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Онежское», в виде отдельной квартиры за счет средств бюджета Архангельской области. В обоснование заявленного требования прокурор указал, что А. относится к категории лиц из числа детей-сирот. Постановлением администрации МО «Онежский муниципальный район» от 1 марта 2011 года ... истец признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья из муниципального жилищного фонда «Покровское». На момент подачи иска жилое помещение ей не предоставлено. В судебном заседании помощник Онежского межрайонного прокурора Яковлева В.А. наставила на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным иске. Процессуальный истец Ш. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело без ее участия. Представитель ответчика администрации МО «Покровское» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву ответчик согласен с заявленными требованиями. Представитель третьего лица администрации МО «Онежский муниципальный район» М., действующая на основании доверенности, поддержала заявленное прокурором требование. Пояснила, что истец закончила обучение в образовательном учреждении в июне 2012 года. Жилого помещения у нее не имеется. Выразила желание проживать в г. Онега. При поступлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа жилыми помещениями, денежные средства будут перечислены в муниципальное образование «Покровское» для приобретения истцу жилого помещения. Представители третьих лиц Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия процессуального истца, ответчика и не явившихся третьих лиц. Заслушав помощника прокурора Яковлеву В.А., представителя третьего лица администрации МО «Онежский муниципальный район», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 4 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. На основании ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Закона Архангельской области от 5 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ (в ред. от 21 ноября 2011 года) «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 6 октября 2003 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В силу п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 5 Закона Архангельской области № 84-5-ОЗ органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны предоставлять им необходимые финансовые средства, которые выделяются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета. Частью 4 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» установлено, что жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет. Таким образом, нормами законодательства установлена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, за счет средств регионального бюджета. Как установлено в судебном заседании, А., ..., относится к лицам из числа детей-сирот. Ее мать – ..., умерла ... (л.д. 22). Постановлением главы МО «Город Онеги и Онежский район» от 10 июня 2002 года ... «О направлении в детский дом А.» за ней сохранена жилая площадь по адресу: ... (л.д. 15). На основании постановления главы МО «Онежский муниципальный район» от 1 марта 2011 года ... А. признана нуждающейся во внеочередном получении жилого помещения из муниципального жилищного фонда муниципального образования «Покровское» в связи с тем, что сохраненное за ней жилое помещение сгорело (л.д. 10-11). Согласно сведениям Управления Росреестра по Архангельской области и НАО в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах А. на объекты недвижимого имущества (л.д. 20). Фактически А. не имеет постоянного места жительства, в настоящее время вопрос о предоставлении ей жилого помещения вне очереди администрацией МО «Покровское» не решен. Согласно заявлению, адресованному Онежскому межрайонному прокурору, истец выразила желание о предоставлении ей жилого помещения в черте г. Онега. Изложенные обстоятельства в полной мере доказывают право А. на получение жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, и обязанность администрации МО «Покровское» в предоставлении ей жилого помещения с учетом социальной нормы за счет средств бюджета Архангельской области. Таким образом, исходя из интересов истца, иск прокурора подлежит удовлетворению с предоставлением истцу жилого помещения в черте муниципального образования «Онежское» применительно к условиям МО «Покровское». На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. С учетом п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: исковые требования Онежского межрайонного прокурора, в интересах А., к администрации МО «Покровское» о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Покровское» предоставить А., ..., благоустроенное жилое помещение применительно к условиям муниципального образования «Покровское», по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленной социальной нормы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте муниципального образования «Онежское», в виде отдельной квартиры, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Онежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий В.Н. Жирков ...в