О включении в стаж периодов работы для назначения досрочной пенсии



Дело № 2-693/12

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

г. Онега 29 июня 2012 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жиркова В.Н.,

при секретаре Пешехоновой А.А.,

с участием истца Дерягина В.А.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Онежском районе Архангельской области Пономарёва А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дерягина ... к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Онежском районе Архангельской области об обязании включить периоды работы в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении пенсии с момента обращения,

УСТАНОВИЛ:

Дерягин В.А. обратился в суд иском к ГУ УПФ РФ в Онежском районе Архангельской области об обязании включить в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в Онежском автопредприятии с 9 июня 1992 года по 30 ноября 1999 года в качестве водителя регулярного городского маршрута на автобусе марки ЛИАЗ, назначить пенсию с момента обращения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту. Решением от 23 апреля 2012 года ... ему было отказано в удовлетворении заявления связи с недостаточностью специального трудового стажа. Так, согласно решению его стаж на соответствующих видах работ по ст. 27.1.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет 12 лет 3 месяца 5 дней (с учетом КС – 13 лет 3 месяца 9 дней) при требуемом 20 лет, по ст. 27.1.2 стаж составляет 8 месяцев 27 дней (с учетом КС – 1 год 1 месяц 10 дней) при требуемом 12 лет 6 месяцев. С таким решение он согласен. Так, комиссией ГУ УПФ РФ в его трудовой стаж не были включены периоды работы в Онежском автопредприятии в качестве водителя автобуса на регулярном городском маршруте с 9 июня 1992 года по 30 ноября 1999 года, всего не включено в специальный стаж 7 лет 5 месяцев 2 дня. С учетом данного стажа специальный стаж составляет 20 лет 8 месяцев 11 дней, в связи с чем, он имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии. По мнению ответчика причиной отказа в назначении досрочной трудовой пенсии явилось отсутствие справок, уточняющих особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающих занятость на регулярном городском пассажирском маршруте. В указанные периоды работы он работал в Онежском автопредприятии, являющемся единственным специализированным предприятием в г. Онега по перевозке пассажиров на автобусах марки ЛИАЗ. В 1999 году предприятие было ликвидировано и в настоящее время не существует. Периоды работы водителем автобуса подтверждаются архивными справками от 19 июня 2007 года и 15 ноября 2011 года, приказами о приеме и увольнении, о наложении дисциплинарных взысканий, об освобождении от работы, о премировании. Из данных документов следует, что он уволен с работы с должности водителя автобуса марки ЛИАЗ. По вине работников кадровой службы предприятия в приказах не было указано, что данные автобусы использовались на городских маршрутах. Согласнее справке МУП «Онегаавтотранс» от 17 апреля 2012 года автобусы марки ЛИАЗ использовались только на городских маршрутах. В дальнейшем на этом предприятии использовались автобусы марки ПАЗ-3205. При это периоды его работы на предприятии с 1999 года на автобусу ЛИАЗ зачтены в специальный стаж и такая же работа на автопредпритии, откуда он был принят по переводу. Наличие специального стажа подтверждается и лицевыми счетами по выплате заработной платы в спорные периоды.

В судебном заседании истец Дерягин В.А. наставил на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Онежском районе Архангельской области Пономарев А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что комиссией ГУ УПФ РФ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку истцом не были представлены документы, подтверждающие его полную занятость в качестве водителя на автобусах регулярных городских маршрутах в спорные периоды. Согласно архивной справке по лицевым счетам в период с 1992 по 1997 года истец числился водителем 2 класса. Как следует из копии приказа начальника автопредприятия .../к от 17 февраля 1994 года истец был определен на работу в пригородный автобусный маршрут. Сведений об отмене данного приказа, внесении в него каких-либо изменений не имеется. Поэтому пенсионный орган не имел правовых оснований для удовлетворения заявления истца о назначении досрочной трудовой пенсии.

Заслушав истца Дерягина В.А., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Онежском районе Архангельской области Пономарева А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, 19 апреля 2012 года истец Дерягин В.А. обратился в Управление Пенсионного фонда в Онежском районе Архангельской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Управления Пенсионного фонда РФ в Онежском районе Архангельской области от 23 апреля 2012 года в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа. Ответчиком исчислен специальный стаж истца по ст. 27.1.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в размере 12 лет 3 месяца 5 дней (с учетом КС 2П – 13 лет 3 месяца 9 дней) при требуемом 20 лет, по ст. 27.1.2. ФЗ – 0 лет 8 месяцев 27 дней 9 (с учетом КС 2П – 1 год 1 месяц 10 дней) при требуемом 12 лет 6 месяцев, по ст. 27.1.10 ФЗ – 13 лет 0 месяцев 2 дня (с учетом КС 2 П – 14 лет 4 месяца 19 дней) при требуемом 20 лет.

Спорный период работы истца с 9 июня 1992 года по 30 ноября 1999 года водителем автобуса Онежского автопредприятия не включен в специальный стаж в связи с отсутствием документов, уточняющих особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающих постоянную занятость на регулярном городском пассажирском маршруте (л.д. 8-9).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

На основании подп. 6 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

В силу п. 1 ст. 28.1 ФЗ № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании п. 2 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости предусмотрена возможность суммирования работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с работой в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Как следует из трудовой книжки истца Дерягин В.А. 9 июня 1992 года принят на работу водителем автобуса 2 класса в Онежское автопредприятие. С 30 ноября 1999 года истец уволен с предприятия по переводу (л.д.10-12).

Согласно п.п. 2, 3 ст. 13 ФЗ № 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и(или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В соответствие с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Исходя из указанных норм, они не предусматривают того, что записи в трудовой книжке являются безусловным основанием для включения конкретного периода работы в специальный стаж, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, имеются противоречия между данными записями и другими представленными документами.

Согласно п. 2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, утвержденному Министерством транспорта РФ и согласованному с Министерством социальной защиты РФ, от 02 июля1992 года № 13-пр. занятость водителей только на указанных маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами; при отсутствии приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основание их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.).

Поскольку записи в трудовой книжке истца не отражают сведений, на каких автобусных маршрутах работал Дерягин В.А., невозможно сделать однозначный вывод для подтверждения работы Дерягина В.А. на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Иных допустимых доказательств, которые подтверждали бы работу истца в спорный период на регулярных городских пассажирских маршрутах, в материалах дела не имеется и истцом не представлено.

Так, согласно данных архива администрации МО «Онежский муниципальный район в документах архивного фонда Онежского автопредприятия содержаться сведения о трудовом стаже Дерягина В.А. за период работы с 1992 по 1991 года. Так, согласно приказу № 79/к от 8 июня 1992 года истец принят на работу водителем 2 класса автобуса марки ЛИАЗ. На основании приказа № 144/к от 30 ноября 1999 года уволен с предприятия водителем автобуса марки ЛИАЗ по переводу в ДУА «Онегаавтотранс». В 1992, 1994, 1995, 1996, 1997 истец работал водителем 2 класса, в 1993 году – водителем, в 1998, 1999 годах – водителем автобуса (л.д. 13,16, 49). Данные документы также не подтверждают тот факт, что истец в спорный период времени осуществлял работу в качестве водителя регулярных городских пассажирских маршрутов.

В других имеющихся в деле документах: приказах Онежского автопредпрития по личному составу, о наложении дисциплинарных взысканий, о поощрении, о сокращении штатов, о выплате премии, об оплате труда, копиях лицевых счетов за 1992-1999 годы также не установлено наличие сведений о работе истца на указанных маршрутах (л.д. 17-23,25-48, 54-144). Напротив, на основании приказов Онежского автотранспортного предприятия .../к от 17 февраля 1994 года, от 7 марта 1995 года, ... от 15 марта 1993 года Дерягин В.А. был определен водителем для выполнения пригородных автобусных маршрутов (л.д. 24, 231, 232).

Суд не принимает во внимание сведения о характере работы Дерягина В.А., содержащиеся в справке МУП «Онегаавтотранс», уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, в которой указано, что в спорный период времени истец работал водителем 2 класса марки ЛИАЗ на регулярно городском маршруте, поскольку данная справка опровергается документами Онежского автопредприятия, указанными выше, в связи с чем, данная справка не может быть расценена в качестве достоверного доказательства по делу.

Таким образом, имеющиеся в деле материалы, представленные в качестве доказательства, не подтверждают факт того, что истец в период с 9 июня 1992 года по 30 ноября 1999 года работал в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, в связи с чем, указанный периоды не подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С учетом изложенного заявленные истцом требования к ГУ УПФ РФ в Онежском районе Архангельской области, об обязывании включить в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в Онежском автопредприятии с 9 июня 1992 года по 30 ноября 1999 года в качестве водителя регулярного городского маршрута на автобусе марки ЛИАЗ и назначении пенсию с момента обращения, являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Дерягину ... к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Онежском районе Архангельской области», об обязывании включить в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в Онежском автопредприятии с 9 июня 1992 года по 30 ноября 1999 года в качестве водителя регулярного городского маршрута на автобусе марки ЛИАЗ и назначении пенсии с момента обращения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Онежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.Н. Жирков

...