Дело № 2-547/2012 г. Онега 27 июня 2012 года Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жиркова В.Н., с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Яковлевой В.А., при секретаре Пешехоновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах Ш., к администрации муниципального образования «Золотухское», об обязании предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Онежский межрайонный прокурор в интересах Ш. обратился в суд с иском к администрации МО «Золотухское» об обязании предоставить жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Золотухское», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Золотухское», в виде отдельной квартиры за счет средств бюджета Архангельской области, либо приобрести такое жилье в пределах границ муниципального образования «Онежское». В обоснование заявленного требования прокурор указал, что Ш. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МО «Онежский муниципальный район» от 28 сентября 2010 года ... истец признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья из муниципального жилищного фонда «Золотухское». На момент подачи иска жилое помещение ей не предоставлено. В судебном заседании помощник Онежского межрайонного прокурора Яковлева В.А. наставила на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным иске. Процессуальный истец Ш. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело без ее участия. Представитель ответчика администрации МО «Золотухское» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом. Главой МО представлено заявление о согласии с требованиями прокурора. Представители третьих лиц Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области, администрации МО «Онежский муниципальный район» в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителей. Заслушав помощника прокурора Яковлеву В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 4 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. На основании ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Закона Архангельской области от 5 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ (в ред. от 21 ноября 2011 года) «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальный образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На основании ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 6 октября 2003 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В силу п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 5 Закона Архангельской области № 84-5-ОЗ органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны предоставлять им необходимые финансовые средства, которые выделяются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета. Частью 4 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» установлено, что жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет. Таким образом, нормами законодательства установлена обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, за счет средств регионального бюджета. Как установлено в судебном заседании, Ш., ... относится к лицам из числа детей, оставшимся без попечения родителей. Ее мать – ... умерла ... (л.д. 11, 31). Отец – ... лишен родительских прав решением Онежского городского суда от 20 сентября 1996 года (л.д. 13). Постановлениями главы администрации г. Онеги и Онежского района от 17 октября 1996 года ... «Об устройстве в детский дом Ш., П., Т.» и от 27 ноября 1996 года ... «Об установлении опеки над Ш.» за Ш. закреплена жилая площадь по адресу: ... виде трехкомнатной неблагоустроенной квартиры жилой площадью 43 кв.м. (л.д. 15, 16). Как следует из информации администрации МО «Золотухское» жилой дом ... сгорел в 2005 году (л.д. 18). На основании постановления главы МО «Онежский муниципальный район» от 28 сентября 2010 года ... за Ш. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилищного фонда администрации МО «Золотухское» (л.д. 17). Согласно сведениям Управления Росреестра по Архангельской области и НАО в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Ш. на объекты недвижимого имущества (л.д. 21). Как следует из информации Архангельского медицинского колледжа, Ш. заканчивает обучение в указанном учебном заведении в июне 2012 года. Фактически Ш. не имеет постоянного места жительства, в настоящее время вопрос о предоставлении ей жилого помещения вне очереди администрацией МО «Золотухское» не решен. Изложенные обстоятельства в полной мере доказывают право Ш. на получение жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, и обязанность администрации МО «Золотухское» в предоставлении ей жилого помещения с учетом социальной нормы за счет средств бюджета Архангельской области. Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению. На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. С учетом п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: исковые требования Онежского межрайонного прокурора, в интересах Ш., к администрации МО «Золотухское» о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Золотухское» предоставить Ш., 30 ..., благоустроенное жилое помещение применительно к условиям муниципального образования «Золотухское», по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленной социальной нормы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте муниципального образования «Золотухское», в виде отдельной квартиры, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, либо приобрести такое жилье в пределах границ муниципального образования «Онежское». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Онежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий В.Н. Жирков ...в