Дело № 2-560/12 РЕШЕНИЕ г. Онега 18 июня 2012 года Онежский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жиркова В.Н., с участием Онежского межрайонного прокурора Власова А.В., при секретаре Пешехоновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Клещевская основная общеобразовательная школа» об обязывании установить систему (программное обеспечение), исключающую доступ учащихся к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся, УСТАНОВИЛ: Онежский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» об обязывании установить систему (программное обеспечение), исключающее доступ учащихся к Интернет-ресурсам, на которых содержаться сведения, не совместимые с задачами образования и воспитания обучающихся. В обоснование заявленного требования прокурор указал, что 20 апреля 2012 года Онежской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите нравственности несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что в МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» имеется компьютерный класс укомплектованный 4 компьютерами. Компьютерное оборудование подключено к сети «Интернет» в рамках национального проекта «Образование», имеет неограниченный доступ к ресурсам сети. На компьютерах оборудована система контентной фильтрации (родительская защита, установленная в целях защиты детей от доступа к. ресурсам сети «Интернет» содержащим сцены пропагандирующие насилие, жестокость, порнографию). Однако, как показала проверка, при введении в строку бразуера сети «Интернет» на компьютерах, находящихся в кабинете информатики школы ключевых слов «...», сеть открывает страницы, на которых размещена информация порнографического характера. Выявленные нарушения федерального законодательства свидетельствуют, что в учреждении имеется беспрепятственный доступ обучающихся к сайтам порнографического характера, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Таким образом, отсутствие на компьютерном оборудовании МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» программного обеспечения, препятствующего доступу к информации порнографического характера, нарушает прав и законные интересы учащихся. При таких обстоятельствах просит установить ответчику срок для выполнения обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании прокурора Власов А.В. поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву ответчик согласен с иском прокурора, указал, что в компьютерном классе образовательного учреждения имеется 5 компьютеров, подключенных к сети Интернет, из которых 4 используются в учебном процессе только в присутствии учителя. Помимо компьютерного класса доступ к сети Интернет обучающиеся не имеют. Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регламентировано, что одной из целей государственной политики в интересах детей являются, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры. Пунктом 1 ст. 14 указанного закона установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей (п. 1 ст. 14.4 закона). Согласно п. 1 ст. 2 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. от 1 апреля 2012 года) «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности. На основании п. «г» ст. 1 распоряжения Правительства РФ от 18 октября 2007 года № 1447-р «О приобретении для образовательных учреждений программ, входящих в стандартный «базовый» пакет программного обеспечения и дополнительный пакет специализированного программного обеспечения, а также во внедрение системы исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимых с задачами образования и воспитания, учащихся» муниципальными образовательными учреждениями необходимо внедрять системы исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан. Как установлено в судебном заседании, МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» является юридическим лицом, целью деятельности которого является создание условий для реализации гарантированного права на получение общедоступного и бесплатного общего образования, что подтверждается п.п. 1.6, 2.1 Устава образовательного учреждения (л.д. 10-45). Согласно лицензии МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» имеет право ведения образовательной деятельности по образовательным программам начального и основного общего образования (л.д. 62-70). В ходе проведенной Онежской межрайонной прокуратурой проверки в деятельности МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» выявлены нарушения Федерального закона «О защите нравственности несовершеннолетних». Так, в МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» имеется компьютерный класс укомплектованный 4 компьютерами. Компьютерное оборудование подключено к сети «Интернет» в рамках национального проекта «Образование», имеет неограниченный доступ к ресурсам сети. На компьютерах оборудована система контентной фильтрации (родительская защита, установленная в целях защиты детей от доступа к. ресурсам сети «Интернет» содержащим сцены пропагандирующие насилие, жестокость, порнографию). Однако, как показала проверка, при введении в строку бразуера сети «Интернет» на компьютерах, находящихся в кабинете информатики школы ключевых слов «...», сеть открывает страницы, на которых размещена информация порнографического характера (л.д. 7-8). Суд полагает обоснованными требования прокурора. Непринятие со стороны ответчика мер по исключению доступа учащихся к информации, несовместимой с задачами образования и воспитания, создают предпосылки для доступа неопределенного круга лиц несовершеннолетних учащихся МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» к негативной информации, распространяемой по сети Интернет, наносящей вред их здоровью, психическому, нравственному и духовному развитию, что не соответствует задачам и направлениям осуществления образовательного процесса и может повлечь нарушение гарантированных государством прав и интересов детей. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Необходимость направления данного искового заявления в интересах государства вызвана тем, что выявленные в ходе настоящей проверки нарушения не соответствуют задачам и направлениям образовательного процесса. Также, необходимость направления искового заявления в интересах неопределенного круга лиц вызвана тем, что учащиеся МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» в силу своего несовершеннолетнего возраста не могут в полной мере защищать свои права и интересы. Кроме того, индивидуализировать учащихся данного образовательного учреждения невозможно, поскольку данный показатель, как в количественном, так и в персональном отношении постоянно изменяется по объективным причинам (поступление новых учащихся). Таким образом, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению. При этом суд полагает установить срок для выполнения обязанности со стороны МБОУ «Клещевская основная общеобразовательная школа» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Заявленное прокурором требование является требованием неимущественного характера. Поскольку в силу подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего иска, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковые требования Онежского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Клещевская основная общеобразовательная школа» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить систему (программное обеспечение), исключающее доступ учащихся к интернет-ресурсам, на которых содержаться сведения, не совместимые с задачами образования и воспитания обучающихся. Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Клещевская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Онежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий судья В.Н. Жирков ...
Именем Российской Федерации